Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост
Русская православная церковь (РПЦ) и Совет муфтиев России создали совместную комиссию по поддержке традиционных финансов. Комиссию возглавят протоиерей Всеволод Чаплин и первый зампред Совета муфтиев Рушан Аббясов. В сообщении сказано, что основная цель новой структуры — продвижение финансовых принципов, базирующихся на «традиционных ценностях основных религий». Они предполагают ответственное долевое участие и предоставление средств без «азарта и неопределенности».
На Западе очень много Исламских банков.
Религиозные нормы запрещают мусульманам заниматься ростовщичеством — то есть получать доходы от процентов. Кроме того, им нельзя проводить операции, хоть как-то связанные с грехом, к примеру, вкладывать деньги в производство алкоголя или выращивание свиней. В каждой исламской финансовой структуре есть собственный регулятор — шариатский совет, внимательно следящий за чистотой всех процедур. Чаще всего мусульманские банки включаются в проектное финансирование — инвестируют средства в тщательно отобранные организации, входят в долю данных компаний и за счет этого получают доход.
Мурабаха — покупка банком товара (например, бытовой техники, квартиры, автомобиля) и последующая его продажа клиенту. Можно сравнить с классической ипотекой или розничным кредитом. Потребитель выкупает товар у банка в рассрочку с заранее оговоренной наценкой. Таким образом финансовая организация получает прибыль.
Вакала — передача средств под управление. Является аналогом вклада. Доходность обеспечивается инвестиционной деятельностью банка: клиент получает долю прибыли от финансовых операций.
Иджара — исламский аналог лизинга, предоставление имущества в аренду. Существует разновидность этого инструмента — иджара ва иктина, предполагающая последующий выкуп арендованного имущества.
Клиентов в исламские банки можно будет завлекают за счет отсутствия пеней и штрафов.
Впрочем, и вопросе наказаний есть лазейка. Исламские банки не вправе штрафовать заемщиков, ведь это связано с получением процентной прибыли. Но при заключении контракта мусульманские финансисты могут прописать особый пункт — обязанность клиента делать пожертвования на благотворительность в случае пропущенных платежей. Деньги размещаются в банке, а совет по шариату решит, на какие цели их потратить. Опять же с формальной точки зрения все в порядке, но по факту — заемщик все равно отдает свои средства после нарушения условий договора. Как и в обычных банках.
Православные банки. Они уже существуют в нашей стране. Можно вспомнить банк "Софрино", связанный с РПЦ, который возглавлял генеральный директор художественно-производственного предприятия "Софрино", управляющий гостиничным комплексом «Даниловская», куратор патриарших резиденций в Переделкине, Чистом переулке и Даниловском монастыре Евгений Пархаев.
И Банк "Пересвет" - "Акционерный коммерческий банк содействия благотворительности и духовному развитию Отечества «ПЕРЕСВЕТ» (Закрытое акционерное общество)"
Среди акционеров банка "Пересвет" выделяются ЗАО «Экспоцентр», а также две епархии, отдел внешних церковных связей Московского патриархата и непосредственно Московская Патриархия Русской православной церкви. «Экспоцентр» контролирует 24,5% акций, самостоятельные подразделения РПЦ – 19,9%....
Во все времена участие церкви в банковском бизнесе считалось делом не совсем благовидным. Хорошо известно, что практически все мировые религии осуждают выдачу денег в долг под проценты, ростовщичество. Ветхий Завет прямо предписывает: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост». Однако, как показывает опыт, священные тексты — это одно, а реальная жизнь — совсем другое.
Journal information