Очередной виток обсуждений и споров вокруг скандальной постановки "Тангейзер" в Новосибирском театре оперы и балета. Директора Бориса Мездрича увольняют, одновременно Минкульт призывает Новосибирскую епархию отозвать свое обращение в прокуратуру, мнения заслуженных и именитых деятелей культуры разделились, а название далеко не самой известной оперы Вагнера теперь на слуху даже у тех, кто меломаном себя не считает и в театр не ходит. Зато ходит на молитвенные стояния, призывающие защитить христианские ценности от поругания.
"Театр — противник христианской жизни; он порождение духа мира сего, а не Духа Божия. Истинные чада Церкви не посещают его" -сказал Святой Иоанн Кронштадтский. Возможно и так. Но есть еще и поговорка: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". Выражение это в переносном смысле употребляется в значении нужно подчиняться установленным правилам, обычаям в обществе доме, а не устанавливать свои собственные.
Мы все разные и вера у каждого своя.
Попробуем разобраться в этом скандале.
Конфликт вокруг оперы Рихарда Вагнера начался из-за проверки, организованной по обращению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. Новосибирская прокуратура возбудила дело в отношении режиссёра Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича. Их обвинили в публичном осквернении предметов религиозного почитания. Однако судья прекратил дело в отношении Кулябина и Мездрича за отсутствием состава правонарушения.
Во время проповеди в Крестопоклонную неделю Тихон призвал прихожан выйти на митинг против постановки Новосибирского оперного театра «Тангейзер» 29 марта. «Некоторые считают, что не нужно участвовать в этом митинге, в молитвенном стоянии — ну, Бог им судья, — заявил Тихон. — Значит они не хотят с униженным и оскорбленным Христом стоять рядом у его креста, они хотят показать, что они вместе с распинателями, что они вместе с хулителями и христопродавцами находятся, что им не нужен Христос, что им нужен мир и спокойствие в их жизни».
В итоге уволен директор театра и опера исключена из репертуара театра.
В ответ на это решение, российский киносоюз начал сбор подписей за отставку министра культуры Владимира Мединского. Это связано с решением Минкульта снять с должности директора Новосибирского театра Бориса Мездрича из-за скандальной оперы «Тангейзер».
Глава организации режиссер Андрей Прошкин сообщил, что кинематографисты требуют «немедленного восстановления Мездрича в должности и смещения министра культуры Владимира Мединского».
Интересно мнение дьяка Кураева.
Кураев призвал митрополита не путать его личные «мелкие капризные миражи и обидки» с «Крестом Спасителя». «Хотите действительно быть с крестом — продайте свой шикарный загородный особняк и раздайте бедным», — посоветовал протодиакон.
«Отождествить часовое скандирование речевок ненависти в ходе провластного и безопасного топтания на площади с сораспинанием Христу — означает оскорбить христианские чувства (равно как и простое чувство соразмерности) много сильнее любой оперы, — написал Кураев в фэйсбуке (пунктуация авторская - прим. Тайги.инфо). — Не слишком ли дешевый рецепт спасения (и погибели) Вы [Тихон] предложили?»
Это не единственная отмененная постановка.
В Новосибирской области, где развивается скандал вокруг оперы «Тангейзер», еще один спектакль подвергся цензуре из-за возмущения верующих. Речь идет о спектакле «Песни о Родине», поставленном на малой сцене новосибирского театра «Глобус» режиссерами Павлом Южаковым, Дмитрием Егоровым и Алексеем Крикливым.
Координатор движения «Русский щит» Алексей Лобов счел постановку «Истории о православном ежике» из «Патерика» оскорбительной для верующих. Министерство культуры Новосибирской области рекомендовало внести изменения в спектакль, из трилогии «вырезали» возмутившую верующих «Историю о православном ежике».
Можно еще вспомнить конфликт рокеров и православных активистов.
Рокеры в Новосибирске организовали пикет в ответ на действия православных активистов, пытающихся запретить в городе рок-концерты. Ироничный плакат с надписью «Рокеры не против проведения Божественных литургий» растянули неподалеку от собора Александра Невского.
Мы хотим, чтобы соблюдались наши законные права на посещение законных концертов. Хотим, чтобы в нашем городе мирно сосуществовали разные точки зрения на религию, культуру и искусство. Поэтому мы делаем первый шаг навстречу РПЦ и говорим, что мы не против мероприятий, которые проходят у них в закрытых помещениях, даже если они не соответствуют нашему мировоззрению. И призываем православных активистов к такому же шагу.
Я давно говорил, что принятие закона "О защите чувств верующих", это мина замедленного действия... Давайте почитаем определение:
Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Слово «вера» («вероучение») также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др.
Верующий — религиозный человек, то есть представитель конкретной религии, носитель религиозной модели мира.
Вера, возможно, является универсальным свойством для человеческой природы и важнейшей составной частью мировоззрения верующего человека; она проникает во все элементы его жизни. Существует мнение, что вера проистекает из потребности человека обмениваться опытом с другими людьми в ходе совместного труда и обобщения опыта. Верующие люди из одного сообщества имеют примерно одни и те же представления о мире, поскольку склонны доверять опыту соплеменников, как прошлому (традиция), так и настоящему. Поэтому веру можно расценить как коллективное представление о мире.
Так какое представление о мире мы будем защищать?
Варианты.
1. Человек произошел от Бога.
Здесь еще есть подварианты от кого Бога - Иисуса, Магомета и т.д. до бесконечности.
2. Человек произошел от обезьяны.
3. Человек произошел от мамы (папы)
4. Человек произошел от инопланетян
5. Человек произошел от лукавого.
К чему весь этот пост? Если резюмировать, не надо считать слушателей, зрителей и читателей глупыми баранами, не способными сделать свои выводы их пьесы, книги, фильма...
Я против любой цензуры в искусстве, тем более государственной. Я не против, если РПЦ будет давать рекомендации к своим ВЕРУЮЩИМ, не ходить или не смотреть ту или иную постановку. Это их право и право верующих. Но не надо всем предписывать эти рекомендации.
И повторю - В чужой монастырь со своим уставом не ходят... Мне многое фильмы не нравятся. Я их просто не читаю или не смотрю. Но это мое право.
З.Ы. На чьей Вы стороне? церкви или театра?
Journal information