Русский космизм
Мы русские не только первые в мире запустили спутник, человека в космос. Но мы были первые кто начал мечтать об этом. Я хочу поговорить об истоках первого полета Юрия Гагарина в космос. Хотелось бы, в день 50 летия полета, чтобы Вы вспомнили их имена.
Все началось гораздо раньше. Помнится в далеком 1991 году, я написал реферат по философии на тему «Русский космизм», за что была вручена похвальная грамота и пятерка за курс. Реферат я конечно уже не нашел, компьютеров тогда не было.
Для меня основная идея «русского космизма» наш дом не планета Земля, а весь необъятный КОСМОС, вся Вселенная. Красиво. Вера в человека – ярчайшая черта русского космизма. Это расширение миропонимания человека до планетарного, вселенского уровня, возрождение духовного образа жизни, восстановление естественной связи человека с природой и историей. Это идея, что микромир подобен макромиру, то есть человек подобен Вселенной. Космос и человек единое целое.
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников.
Родоначальником всей космической мысли в России был мыслитель второй половины ХIX века Николай Николаевич Федоров (1829—1903) и его “Философия общего дела”. «Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.»
В русском космизме несколько основных течений, вспомним их.1. Философско-религиозное течение.
Павел Александрович Флоренский(1882—1937) русский православный священник, богослов, учёный, поэт. Он считал,что существует "идеальное родство" мира и человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Его «Столп и утверждение истины».
Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик. Наиболее полно тема космизма рассмотрена В.С.Соловьёвым в трактате "Чтения о Богочеловечестве". Основные идеи - Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие - это хаос). Тайна сопричастности человека космосу в его (человека) божественной природе (человек являясь посредником между Богом и материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную множественность,человек - устроитель и организатор вселенной.
В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы (целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых моментов его эволюции и бытия.
2. Естественнонаучное течение.
Умов Николай Алексеевич (1846 – 1915) русский физик. Впервые указал на зависимость энергии от массы E = kmc2, впоследствии использованную Эйнштейном в специальной теории относительности. Активное и последовательное неприятие христианства, его идеологии и ценности, принятие духа открытости самого человеческого существования в чуждом, не поддающемся человеческой мысли и воли мире - это указывает на отход Н.А.Умова от традиционного русского космизма.
Николай Григорьевич Холодный1882—1953)русский, советский учёный-биолог. Создатель теории антропокосмизма. В своей основной работе "Мысли дарвиниста о природе и человеке" (1944г.)Н.Г.Холодный развивает свою философию антропокосмизма и теорию познания,основанную на идеях эволюционизма. В противовес антропоцентризму (ставившему человека в центр всего мироздания) Холодный использует антропокосмизм, который выделяет огромное значение человеческой деятельности в процессах эволюции
природы, во взаимоотношениях человека и природы.
Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935) Основоположник современной космонавтики. Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики. Циолковский разрабатывает так называемый "активно-эволюционный" принцип космизма. Его смысл состоит в следующем: "Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности". Этот принцип обосновывается во многих статьях и брошюрах:"Живая Вселенная" (1923г.), "Монизм Вселенной"(1925-1931гг.), "Будущее Земли и человечества" (1928г.),"Космическая философия" (1935г.) и многих других. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945)русский и советский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. «Разработал учение о биосфере («живая сфера») —совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. Впоследствии космизм был удачно интегрирован в советскую философию.»
Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) советский биофизик, основоположник гелиобиологии, аэроионификации, электрогемодинамики, поэт, художник, философ. Изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы. Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физического является основной для Чижевского и определяет направления его научных исследова-ний.
Необходимо также вспомнить
Иван Антонович Eфремов(1908—1972) русский советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, создатель тафономии;философ-космист и социальный мыслитель.И конечно же его знаменитая «Туманность Андромеды».«Создатель тафономии, внёс огромный вклад в развитие отечественной научной фантастики,оказал влияние на жизненные судьбы многих людей — учёных, писателей,космонавтов. Рассматривал эволюцию жизни от примитивных форм к человеку и эволюцию социума от первых проблесков разума до создания гуманистического коммунистического общества и неизбежного выхода человечества в межзвёздный космос как единый процесс восхождения, подчиняющийся универсальным диалектическим законам». О каждом их них можно говорить долго и интересно. А были еще многие, кто-то погиб в революцию, кто-то был репрессирован. Если Вы вспомните их и дополните пост буду только рад.Можно вспомнить Бердяева, Булгакова, В. Муравьева.
Закончу словами Федорова - «Космос нуждается в разуме для того, чтобы стать космосом, а не хаосом.Космос (каков он есть, но не каковым должен быть) есть сила без разума, а человек есть (пока) разум без силы. Но как же разум может стать силой, а сила - разумом? Сила станет разумной, когда разум станет управлять ею. Стало быть все зависит от человека”.
КОСМОС – наш общий дом.
КОСМОС как предчувствие
А потом были Сергей Павлович Королев, Юрий Гагарин…Вспомните и их имена они были основопо-ложниками полета Первого человека в Космос.
Journal information