В музыкалке мне не нравилось. Дело было даже не в том, что мне не хотелось быть похожим на «ботана», который проводит за фортепиано сутки напролет («здесь как в спорте – важны ежедневные тренировки!»), пока мои друзья играли в футбол и предавались прочим радостям жизни. Я просто не получал удовольствия от игры. Пианино было для меня тупым механическим инструментом, извлекающим определенные звуки при нажатии определенных клавиш и педалей. Всё. Музыкальный деревянный ящик. Мне было скучно.
Еще одна проблема заключалась в том, что мой преподаватель - бывший концертмейстер одного очень известного эстрадного певца – был уверен, в том, что у меня был талант. Я даже несколько раз ездил на конкурсы, на которых меня отмечали. Всего через несколько лет после начала занятий фортепиано мое отсутствие интереса к нему достигло критического предела. Точки невозврата. С огромным трудом мне удалось уговорить родителей позволить мне бросить музыкалку. Пианино продали, я не сильно по нему скучал (как, впрочем, и по сольфеджио). Все равно в последнее время на нем больше играл мой кот, чем я сам.
Прошли годы. Я забыл нотную грамоту, этюды Черни и маленькие прелюдии Баха. Только сейчас я стал понимать, каким же идиотом я был, добровольно решив оставить музыкальную школу. Как хорошо сейчас понимаю своих родителей, до последнего умолявших меня не бросать фортепиано. Да, я не стал бы Денисом Мацуевым или Сергеем Рахманиновым. Да, не гастролировал бы по всей России и не зажигал бы в топовых московских ресторанах, развлекая сытую публику. Но я мог бы играть на пианино в кругу близких друзей или просто ради собственного удовольствия. Мог бы скачивать ноты любимых песен и исполнять именно их, а не скучные этюды и сонаты, не задевавшие меня.
Иногда я прохожу мимо музыкальной школы имени Гнесиных (она же – «Гнесинка») и вспоминаю, как ездил сюда несколько раз на занятия и концерты. Ностальгия. Кстати, сейчас ее здание реконструируют. «Три корпуса уже готовы полностью, сейчас сюда завозят инструменты и настраивают оборудование», - рассказал заммэра Марат Хуснуллин. Работы по реставрации четвертого корпуса, где будут оборудованы общежития, репетиционные залы и библиотека планируется завершить до конца года. Это очень значимое событие, особенно учитывая, что реставрация музыкальной школы началась еще в далеком 2000 году, однако затем была остановлена и возобновлена лишь в 2012 году.
Кстати, Гнесинка – не единственная легендарная столичная музыкалка, ставшая объектом реконструкции в последнее время. Узнал, что на днях московские власти завершили реставрацию знаменитой музыкальной школы имени С. И. Танеева в центре города. Для помещений ее концертного зала был разработан дизайн-проект, воссоздающий интерьеры XIX века с лепным декором. Для учебных занятий предусмотрены 23 рояля, 18 пианино и даже орган.
Конечно, читая такие новости, становится все труднее себя убеждать, что я поступил правильно, когда-то бросим школу. Интересно, смог бы я начать занятия сейчас с нуля? Или технику игры в моем возрасте уже не освоить? Хочется верить, что какие-то банальные вещи я бы смог сыграть в любом случае.
А какие отношения с музыкальным образованием складывались у вас? Кто-нибудь оканчивал музыкалку или хотя бы имел недолгий опыт учебы в ней, как в моем случае? И если перестали играть – жалеете ли о своем решении, как я?
Journal information