gmichailov (gmichailov) wrote,
gmichailov
gmichailov

"Династия" Шекхара Мехты

Шехкар Мехта — это, пожалуй, самый успешный гонщик в истории Ралли Сафари. На протяжении своей двадцатилетней карьеры пять раз Шекхар поднимался на подиум, одержав 4 победы и один раз заняв второе место. Еще в пяти гонках он сумел финишировать, что в случае Ралли Сафари также можно считать достижением. Йогиндер Сингх и Бьйорн Уальдегаард финишировали более десяти раз, но никто из них не смог сравняться по количеству занятых подиумов с Мехтой.
Shekhar_Mehta


Шекхар — угандиец индийского происхождения. Он родился под именем Чандрашекхар Мехта (Chandrashekhar Mehta) 20 июня 1945 года в столице Уганды, Кампале. Его детство прошло на семейных чайных и сахарных плантациях, после чего будущего гонщика отправили в Европу на учебу. В 1965 году он вернулся в Уганду, чтобы приступить к работе в семейном бизнесе.

Свою раллийную карьеру Шекхар начал на BMW 1800, приняв участие в Ралли Нила. На втором в своей жизни ралли он одержал победу за рулем Renault. Затем он поучаствовал в шоссейных гонках, начав с BMW 2002tii. Поначалу по-настоящему его увлекали именно шоссейные гонки. В Ралли Сафари Шекхар пришел в 1968 году, но провалил первый этап из-за ужасных погодных условий. Ему удалось придти двадцать седьмым на своем втором Сафари, отстав из-за проблем с колесами его Peugeot.

Шекхар уже был готов распрощаться с ралли и сконцентрироваться на шоссейных гонках, но судьба распорядилась иначе. Он принял участие в соревнованиях по скалолазанию в Танзании, где встретил своего друга, который только что приобрел подготовленный к ралли автомобиль Datsun 1600 SSS (510). Шекхар принял участие в тестах в качестве напарника и буквально влюбился в эту машину.
17

Он приобрел изрядно поношенный 1600 SSS у Джека Симоняна (Jack Simonian) и вышел на старт Ралли Сафари 1970 года, но его подвел двигатель. Позже, в этом же году, при помощи своей подруги Ивонны (Yvonne) и нового напарника Майка Доти (Mike Doughty), Шекхар принял участие в ряде других африканских ралли на своем 1600 SSS. Он даже побывал в Британии и стартовал в ралли RAC, но не смог добраться до финиша.

Первый большой успех пришел к Шекхару, благодаря Йогиндеру Сингху. Предполагалось, что Йогиндер будет в 1971 году выступать за команду Datsun, но в последнюю минуту его переманил Ford. Компания Datsun, наблюдая за успехами Шекхара в предыдущем году, решила сделать ставку на него и предложила ему вступить в борьбу на автомобиле Йогиндера.

Я уже рассказывал, как проходило Сафари Ралли в 1971 году, но я не останавливался подробно на приключениях Шекхара. На протяжении почти всей гонки он держался в первой десятке и постепенно сумел пробиться на третью позицию, позади Геррманна и Аальтонена на 240Z. Затем Аальтонен сошел из-за проблем с подвеской, а Шекхар поднажал и обошел Геррманна по очкам. Все шло к тому, что Шекхар выиграет ралли, но тут вмешалась «Госпожа удача Сафари»: именно тогда произошла уже описанная ранее печальная история с заполненной грязью выбоиной и полицейским Land Rover.

После этого Шекхар в составе команды Datsun на протяжении нескольких следующих лет стартовал в ралли по всей Африке, иногда появляясь на трассах Европы и Азии и неизменно принимая участие в Сафари Ралли. В 1972 году ему вместе с семьей пришлось покинуть Уганду под давлением правительства Иди Амина. Они поселились в столице Кении Найроби и перенесли сюда же свой бизнес.
01


В 1973 году он выигрывает Сафари Ралли на Datsun 240Z, разделив пьедестал с Генри Каллстромом. Эта победа принесла ему международное признание, и в этом году он получил множество приглашений принять участие в самых различных гонках во всех уголках планеты.

Несмотря на достигнутый в составе команды Nissan успех, Шекхар и его напарник Майк Доти в Ралли Сафари 1974 и 1975 годов выступали на Lancia, но оба раза не смогли доехать до финиша. Тогда он снова возвращается к компании Nissan, которая представила новую модель Violet, но в течение трех лет, с 1976 по 1978 год, ему не удается финишировать из-за самых разных проблем. В 1978 году он, со своей новой женой Ивонной, занимает третье место в Ралли Акрополис. В 1979 году карьера Шекхара Мехты в Ралли Сафари была уже под большим вопросом. На его счету было уже пять неудачных гонок, в которых он не смог даже финишировать. Компания Nissan выделила ему Violet 160j (HL510/A10), но предупредила, что если он не добьется успеха, ему придется уйти.

И ему удалось превзойти все ожидания.

Сафари Ралли 1979 года

Основными претендентами на победу в гонке 1979 года была команда Mercedes, выступавшая на купе 450SLC, и, в частности, экипаж Бьйорна Уальдегаарда. Затем шла команда Peugeot, возглавляемая Тимо Макиненом, а за ней — Fiat со своим лидером, гонщиком Мунари.

В предыдущих ралли тактика команды Datsun заключалась в том, чтобы, набрав местных гонщиков, придержать их на первой половине гонки, предоставляя иностранцам возможность первыми разбить свои автомобили. Это ралли было в большей степени не соревнованием в мастерстве, а гонкой на выносливость. В 1979 году Шекхар Мехта решил изменить этот подход. Он потребовал, чтобы команда Nissan позволила ему ехать в полную силу с самого начала.
03

Он и Майк Доти рванули вперед сразу после старта. Перед этим они выгрузили из автомобиля большинство запасных частей и инструмента, уповая лишь на надежность машины и на то, что они не попадут в аварию. Это обеспечило им значительное преимущество во времени.

Ко второму этапу Мехта и Доти были в лидирующей группе, в которую входили лишь Макинен, Уальдегаард и Мунари. Некоторое время он боролся с Уальдегаардом, пока тот не вырвался вперед на более мощном Mercedes. Вскоре автомобиль Мехты повредил подвеску, вследствие чего отстал еще сильнее.

На третьем этапе лидеры, гонщики Mercedes, Миккола и Уальдегаард, увязли в легендарной грязи Сафари. Мехта и Доти держались поблизости. Затем оба Mercedes отстали из-за механических поломок — у Уальдегаарда полетела задняя ось, а Миккола пробил радиатор, — что позволило Мехте и Доти опередить их на 48 минут.

Шекхар одержал свою вторую победу на ралли Сафари и, при этом, доказал, что Datsun Violet может бегать так же шустро, как и «большие парни», оставаясь при этом достаточно надежным автомобилем. Кроме того, ему удалось отстоять свою репутацию в глазах руководства Nissan.
04

В 1979 году команда Nissan выиграла командный кубок производителей: Рауно Аальтонен и Лофти Дрюс финишировали пятыми, Майк Киркланд и Дейв Хаворт (Dave Haworth) — седьмыми, на устаревших Works 710 (Майк в первый раз был официальным участником команды Nissan), а Гарри Каллстром и Клаус Биллстам — девятыми. Хеллаер и К. Шах финишировали на своем старом 710-м тринадцатыми, тогда как японские новички Ивашита и Накахара (Nakahara) отстали от них, заняв пятнадцатую позицию на своем PA10 Violet. Шесть финалистов в первых пятнадцати местах — это был признак, что команда Nissan стоит на верном пути.

Сафари Ралли 1980 года

Команда Mercedes была огорчена своими результатами в Сафари 1979 года и на следующий год мечтала о реванше. Компания выставила команду на пяти автомобилях 450SLC, при подготовке соревнованиям были учтены и те проблемы в обслуживания и поддержке, которые помешали им одержать победу в предыдущей гонке. Бьйорн Уальдегаард снова был в команде — он хотел отыграться, — да и остальные участники были звездами первой величины: Вик Престон-младший, Йогиндер Сингх, Ханна Миккола и Эндрю Коуан (Andrew Cowan).

Хотя команда Nissan на предыдущем ралли добилась наилучших результатов, она также не почивала на лаврах. Компания Nissan решила поднять ставки, выставив на гонку в классе 2 новый шестнадцатиклапанный двигатель TWIN CAM с двумя распредвалами, сменившей прежнюю модель L20b, которую устанавливали на старые Violet. Но в последнюю минуту организаторы ралли уведомили их о том, что этот двигатель все еще не одобрен для использования в гонке, поэтому им пришлось вернуться к старым моделям, что вновь отбросило их в четвертый класс. Лидером команды Nissan был экипаж Шекхара Мехты и Майка Доти, также в соревновании принимали участие пары Рауно Аальтонена с Лофти Дрюсом и Майка Киркланда с Дэйвом Хавортом.
05


Компания Opel, которая также хотела провести яркую гонку, выставила команду на автомобилях Ascona 400, лидером которой стал знаменитый гонщик Жан-Пьер Николя (Jean-Pierre Nicholas) с напарником Генри Лиддоном, а вторым шел экипаж в составе Клаента (Klient) и Вагнера (Wagner).

Ралли 1980 года проходило при рекордно жаркой и засушливой погоде, что, по-видимому, дало преимущество команде Mercedes. На этих соревнованиях пыль сыграла немаловажную роль в судьбе участников, поскольку только лидирующим экипажам не приходилось большую часть времени ехать в этих удушающих облаках. Автомобили Mercedes, несмотря на свои более мощные двигатели, каждый раз безнадежно увязали в грязи на прошлых гонках. А в условиях засухи они летели вперед на полном ходу. Автомобили Datsun Violet успешно преодолевали грязевые участки и показывали достаточно высокий уровень надежности, да и в условиях сухой погоды износ тоже не должен был играть большого значения. Во всяком случае, так казалось.
06_1

Первый 28-часовой этап пролегал от Найроби до Кисуму, затем ночной этап до Элдорета с обязательной остановкой на завтрак, затем вниз через Накуру и назад в Найроби для отдыха. Команда Mercedes, как и предсказывали, вышла вперед во главе с Эндрю Коуаном, но Шекхар, гнавший свой Violet, как сумасшедший, все время преследовал более мощные автомобили Mercedes. Когда гонщики Mercedes и Opel потеряли время вследствие проколов шин, на некоторое время Мехте даже удалось возглавить гонку. Вырвавшись из плена облаков пыли, которые поднимали лидирующие автомобили, Гарри Каллстром на время вышел вперед.

Тем временем, команда Mercedes «надломилась», в буквальном смысле этого слова. В автомобиле Ханны Миккола разрушился суппорт тормоза, а Йогиндер Сингх, который вырвался на своем Mercedes далеко вперед, был уже практически вне конкуренции.

К контрольной точке в Элдорете лидирующая группа напоминала сендвич из команды Nissan и Mercedes: Мехта (Datsun), Уальдегаард (Mercedes), Каллстром (Datsun), Коуан (Mercedes), Аальтонен (Datsun) и Престон (Mercedes).

Мехта лидировал на обратном пути в Найроби, но остановился для замены погнутого колеса и позволил обогнать себя на маршруте (хотя и не по времени) Уальдегаарду и Каллстрому. Теперь настал черед Мехты глотать пыль на протяжении всей дороги до Найроби.
07

Mercedes Уальдегаарда добрался до середины этапа в Найроби с минутным опережением Мехты по баллам. На второй половине этапа Уальдегаард ушел вперед, увеличивая свой отрыв от идущего вторым Мехты.

Но команду Mercedes начала подводить техника, а удача словно отвернулась от ее гонщиков. Ханну Миккола, отставший из-за поломки оси, лишился своего напарника, которого пришлось госпитализировать после того, как во время ремонта его сбила другая машина. Немного позже на этом же этапе Уальдегаард ударил свою машину, в результате чего Мехта вновь возглавил гонку. Mercedes Уальдегаарда стал перегреваться и вскоре отстал еще сильнее. Команда Opel к этому моменту уже не претендовала на лидерство, вследствие многократных проколов шин и различных механических поломок. Только один Жан-Пьер Николя прилагал титанические усилия, чтобы не отставать от группы лидеров.

Когда команда Mercedes начала терять свои позиции, возникло впечатление, что для Мехты открывается чистый, свободный от пыли путь ко второму титулу в Ралли Сафари, а Каллстрому отводилось второе место. Но Сафари не желало покоряться команде Nissan. Сначала автомобиль Мехты пару раз проколол колесо, позволив Эндрю Коуану вывести его Mercedes на лидирующую позицию. Затем у Violet Гарри Каллстрома разрушился клапан, что вынудило его закончить ралли.

К концу второго этапа Коуан шел впереди, за ним с отрывом в одну минуту — Мехта, затем третьим с двадцатиминутным отрывом Аальтонен, на минуту позже него четвертым шел Уальдегаард, а Престон и Киркланд шли на пятом и шестом местах, соответственно.

Казалось, что Mercedes и Nissan будут соперничать до самой финишной черты. Но этого не случилось. Сначала Mercedes Уальдегаарда сошел с дистанции из-за точно такой же, как и у автомобиля Микколы, поломки оси, затем та же судьба постигла возглавлявшего гонку Коуана. Из всей команды Mercedes остался лишь Вик Престон, но он безнадежно отстал. Престон попытался было нагнать лидеров, но тщетно.
08

В конце гонки Мехта без каких-либо проблем финишировал первым, Аальтонен повредил управление и с трудом доехал до Найроби с тридцатиминутным отставанием, став вторым. Престон помог сохранить лицо Mercedes, прибыв третьим. Майк Киркланд и Дейв Наворт показали свой лучший результат на тот момент, приведя свой Violet на четвертое место. В десятке лидеров оказались еще два экипажа Nissan — Йошио Ивашита и Йошимаса Накахара из Японии закончили гонку седьмыми на своем личном Silvia S100, а Джон Хеллаер и его напарник Крис Бейтс (Chris Bates) финишировали девятыми, опередив Уальдегаарда.

Компания Nissan и ее гонщики доказали не только надежность Violet, но и смогли одержать уверенную победу — превосходство по мощности двигателя оказались сомнительным преимуществом для команды Mercedes. Компания Nissan снова выиграла командный кубок: одиннадцать финалистов из двадцати четырех участников, дошедших до финиша, включая новую Silvia, PA10 Violet, старую 710 и даже купе 120y.

Мальборо Сафари Ралли 1981 года

Итак, как могли Шекхар Мехта и Майка Доти превзойти две своих победы в Сафари? Попытавшись одержать третью! Эта самая длинная серия побед в истории ралли потянула за собой многомесячный шлейф разбирательств после гонки и сделала некогда старых друзей заклятыми врагами.

Компания Nissan наконец-то завершила все формальности необходимые для допуска своего двигателя с двумя распредвалами к эксплуатации, назвав автомобиль с этим двигателем Violet GT, чтобы отличить его от стандартной модели 160J/PA10. Шекхар и Майк Доти снова возглавили команду Nissan, в которую входили Рауно Аальтонен и Лофти Дрюс (также на Violet GT) и Майк Киркланд и Хаворт на стандартном 160j. Кроме них в команду Nissan вошел Тимо Салонен (Timo Salonen), но на другом автомобиле — 200SX (Silvia). Компания Nissan также выставила Bluebird с турбонаддувом, но машина сошла на этапе гонки до Момбасы.

Компания Mercedes решила, что с нее достаточно и оставила бороться с неудержимой Datsun команды Peugeot на 504-х и Opel на Ascona. Кроме того, впервые за 17 лет на ралли появились американцы — компания Dodge с несколькими грузовиками Ramcharger.
09

В этот раз облаков пыли не было, зато пошли проливные дожди, которые, похоже, решили наверстать упущенное в предыдущем году. Маршрут первого этапа, который должен был пройти от Найроби по уступу Мау, пришлось изменить из-за наводнения, и автомобили шли по дороге с твердым покрытием почти весь участок до Кисуму вдоль озера Виктория. Поскольку гонщики ехали по прямой, они сэкономили практически все время, отведенное на преодоление этого этапа. Так что некоторые, включая Аальтонена, даже позволили себе остановиться для ланча в Rift Valley Country Club. Однако, даже при движении по дороге, участников все равно подстерегали различные опасности. Так, 30 экипажей получили квитанции за превышение скорости от кенийских полицейских — совершенно неожиданное препятствие в данном виде спорта. А если говорить серьезно, то на этом переезде все же сошел первый экипаж команды Dodge из-за серьезных проблем с трансмиссией (неизвестно, сколько они продержались бы на грунтовке).

На следующее утро гонщики столкнулись с новой проблемой, которая, на первый взгляд, казалась непреодолимой. На протяжении 24 часов на участке Черангани Хиллс трассы выпала десятилетняя норма осадков. Тем не менее, новичку Сафари Андерсу Куллангу (Anders Kullang) удалось на своем Opel Ascona проскочить этот участок и опередить остальных участников на одиннадцать минут.
10

Другим повезло гораздо меньше. Экипажи Тимо Салонена на Silvia и Гая Фрекуелина (Guy Frequelin) на 504-м, которые утром шли на втором и третьем местах, стали отставать. Джочи Клинт (Jochi Klient), еще один заводской гонщик Opel, потерял больше часа из-за отказа управления. На второй день экипажи Макинена и Фрекуелина столкнулись с неполадками в сцеплении на своих Peugeot, поскольку гонка постоянно шла на пониженных передачах. Еще два Ramcharger порядком отстали из-за проблем с подвесками и электропроводкой. Из-за жесткого темпа гонки на дорогах образовались глубокие колеи, что привело к сходу с трассы многих автомобилей из-за проколов.

Но грязь и проливные дожди были на руку Nissan. К концу первого этапа команда Datsun была представлена экипажем Тимо Салонена на 200SX Silvia, занимавшими вторую позицию, Мехтой и Доти на третьей позиции и Аальтоненом и Дрюсом на четвертой. Лидерство по-прежнему удерживал Андерс Кулланг на Opel. Ни одна команда не смогла избежать проколов шин из-за многочисленных увязших в грязи камней.

По прибытию в Найроби, где была запланирована остановка для отдыха после прохождения половины трассы, Мехта был третьим. На следующее утро он не смог стартовать из-за ливня — еще один восьмидесятикилометровый участок трассы к Момбассе был закрыт из-за сильного наводнения. В результате экипажи Peugeot Макинена и Фрекуелина сошли из-за полетевшего сцепления. На пути к Момбассе и далее, на дороге вдоль побережья, борьбу продолжили команды Datsun и Opel.
11

Следующим утром погода была более сухой и солнечной, и команды получили небольшую передышку. Тимо Салонен попытался было нагнать Opel Кулланга, но перестарался и врезался на своем Silvia в Land Rover. Надежные Datsun оказались далеко не такими «неуязвимыми», как казалось: Мехта «сжег» стартер, а автомобиль Аальтонена, в буквальном смысле этого слова, начал разваливаться. К тому времени, когда в субботний полдень накануне Пасхи экипажи покинули Момбасу, их оставалось всего тридцать девять, а впереди было еще 2414 км. Кулланг на Opel по-прежнему лидировал, а за ним по пятам шел Мехта.

Внезапно «Госпожа удача Сафари» нанесла очередной удар — лидировавший большую часть пути Кулланг налетел на корову. Он все еще оставался впереди, но вскоре после этой аварии его Opel влетел в канаву. Экипажам Peugeot тоже не везло: они пострадали от отказов сцепления на автомобилях Амброзино (Ambrosino) и Лефебвра (Lefebvre). В конечном итоге, лидерство захватила команда Datsun, на втором этапе, который завершился в Найроби, ее гонщики заняли первые четыре места.

На финальный отрезок ралли из Найроби вышло всего двадцать восемь автомобилей, возглавляемых экипажем Мехты, за которым ехали Салонен и Аальтонен. Руководство команды Nissan сообщило гонщикам, что теперь они должны соблюдать осторожность по ночам и беречь автомобили, однако Салонен и Аальтонен думали только о победе, поэтому они, как и Мехта, проигнорировали это распоряжение.
12

Около полуночи все экипажи столкнулись с новым непредвиденным препятствием. Участок дороги скрылся под полутораметровым слоем воды из-за непрестанного ливня. Автомобили преодолевали этот участок на буксире с помощью грузовиков, но один из Peugeot застрял, и его едва не смыло.

Из-за повреждений, которые автомобиль Мехты получил в этом происшествии, Аальтонен, вопреки командным предписаниям, вырвался вперед поблизости Баринго. Однако Мехта вскоре сумел нагнать его, и оба пустились во все тяжкие. Аальтонену надоело быть на вторых ролях, и он решил победить, во что бы то ни стало. Мехта был настоль взбешен поведением Аальтонена, что попытался протаранить его автомобиль. Аальтонен ответил тем же, вогнав буксировочный крюк в Violet Мехты. К финальному контрольному пункту близ Ньери Мехта пришел первым, отыграв несколько секунд. Менеджер команды Nissan по прозвищу «Вака» (Waka) потребовал, чтобы оба прекратили бессмысленный спор. Он сообщил Аальтонену, что лидером является Мехта, и что так и будет, вплоть до финишной черты. Аальтонен, отчаянный гонщик, был в ярости, но все же подчинился приказу.

Мехта пересек финишную черту в Найроби, опередив Аальтонена всего на пять минут и одержав третью подряд победу в Ралли Сафари. Или, все же, нет?

Аальтонен опротестовал победу, утверждая, что в начале гонки он потерял время из-за ошибочного местоположения контрольной точки. Поначалу организаторы гонки приняли его сторону, переместив Мехту на второе место через девять часов после финиша, но это решение вскоре было отменено по апелляции. Очевидно, что Аальтонен не имел права подавать первую жалобу, поэтому после длительных дебатов победа была присуждена Мехте, а Аальтонену пришлось довольствоваться вторым местом. До этих событий Мехта и Аальтонен были хорошими друзьями, но после них стали заклятыми врагами. Аальтонен больше никогда не выступал за команду Nissan.
13

Nissan показала наилучшие результаты за всю историю ралли, поскольку Майк Киркланд пришел третьим, сразу после Аальтонена, так что весь подиум заняли представители одной команды. Тимо Салонен привел Silvia четвертым, экипаж в составе Ивашиты и Накахары пришел седьмым, экипаж Шаха (Shah) и Рахима (Rahim) — восьмым. Из 21 финалиста - 12 выступали за команду Datsun, причем, гонщики ехали на самых различных автомобилях — от 180b до Silvia, от старых 710-х до разнообразных версий Violet. Конечно же, командный кубок достался Nissan, знаменуя практически безупречную, если бы не конфликт Аальтонена и Мехты, гонку.

Мальборо Сафари Ралли 1982 года

На этом ралли все следили за борьбой Мехты и Аальтонена. Мехта снова был за рулем двухлитрового Violet GT, а Аальтонен выступал на Ascona за команду Opel. Автомобили Datsun доминировали, поскольку все меньшее количество международных участников изъявляли желание рискнуть проигрышем этим японским «выскочкам». Subaru и Mitsubishi были во всеоружии, также как и Opel, но других марок, кроме пары Porsche да нескольких автомобилей независимых участников, было очень мало.

Компания Nissan выставила как PA10 Violet GT Шекхара Мехты и Майка Доти, так и VioletGTs/200SX. Также на старт вышла еще одна машина с турбонаддувом Datsun Bluebird, но снова не смогла дойти до финиша — уже второй год подряд.

Первая половина гонки прошла без каких-либо существенных событий. Трасса была сухой и пыльной, за исключением нескольких, неудачно расположенных, заполненных грязью рытвин, которые пытались поглотить незадачливого водителя вместе с машиной. Одной из жертв этих «грязевых ванн» стал британец Тони Понд (Tony Pond) из команды Nissan. У всех лидеров время от времени возникали какие-то технические проблемы. Аальтонен, возглавляя гонку, сломал шаровую опору. У Мехты «полетел» дифференциал, а Рорл (Rohrl) утопил свой Opel в грязи. У Silvia/Violet GTS Тимо Салонена появились серьезные проблемы с тормозами. На некоторое время вперед вырвался Мунари (Munari) на Porsche, но из-за проблем с трансмиссией ему пришлось покинуть гонку.

Сорок пять из семидесяти трех вышедших на старт автомобилей вернулись в Найроби в относительно хорошем состоянии: Аальтонен был первым, за ним, с разрывом в шестнадцать минут, пришел Мехта, а вслед за ним - Рорл на втором Opel.
02

Второй этап поначалу проходил столь же обыденно, как и первый. Из заметных событий на старте стало лишь отсутствие Мунари и его Porsche — он даже не попытался добраться до финиша из-за проблем трансмиссии. Из-за большого количества неисправностей отсутствовал также Datsun Тимо Салонена. Затем, как обычно, начали происходить разные мелкие неприятности. Сначала у Opel Рорла порвались ремни. Затем у Range Rover местного гонщика Роба Коллинджа (Rob Collinge) открылся капот, из-за чего тот, ничего не видя, попал в аварию и сломал переднюю ось. А затем у Рауно Аальтонен случилась серьезная поломка. По каким-то причинам автомобили на этом ралли «съедали» дифференциалы, как попкорн. На первом этапе Nissan пришлось заменить дифференциалы у шести автомобилей, но и у остальных команд дела обстояли не намного лучше. Аальтонену не только «повезло» сломать ось, но и угораздило сделать это вдали от цивилизации. Ожидая машину поддержки и заменяя ось, он потерял 113 минут. Конечно же, Аальтонену уже было не угнаться за лидером, что делало его надежду на реванш весьма призрачной.

При возвращении в Найроби в конце второго этапа гонку возглавлял Мехта, за ним шел Opel Рорла, третьим был Аальтонен, за которым следовали Майк Киркланд на своем Violet GTS и Тони Понд на еще одном GTS.

Гонка вышла на финальный отрезок, который проходил вокруг горы Кения. Тони Понд догнал и обошел экипаж Шекхара Мехты и Майка Доти на дороге и затем, двигаясь впереди, начал невольно «прокладывать» своим автомобилем для них дорогу через окружающую их дикую природу. Трасса была сухой, и гонка для большинства участников проходила спокойно и размеренно. Но только не для «невезучего финна» — в двигателе машины Рауно Аальтонена «полетел» шатун, чего ранее ни разу не случалось. В результате, ему пришлось отказаться от своей девятнадцатой попытки выиграть Сафари.
15

Мехта устремился к своей четвертой и последней победе, тогда как Тони Понд сломал один из элементов подвески, уступив, таким образом, третье место Майку Киркланду. На вторую позицию вышел Opel Рорла и его напарник Гейсторвера (Geistorfer).

Толпа встречала взошедшего на пьедестал Мехту, как героя, установившего абсолютный рекорд побед на Сафари Ралли, который, пожалуй, никогда не будет побит. Майк Киркланд пришел третьим — это был его второй призовой финиш за много лет. Тони Понд стал знаменитым дебютантом, приведя свой GTS четвертым, а если принять во внимание таких местных звезд, как Джелант Шах (Jayant Shah) и Аслам Хан (Aslam Khan), то четверо из пяти финалистов ехали на автомобилях компании Nissan. Всего, из двадцати одного финишировавшего экипажа семь — ехали на автомобилях этой марки — еще одно великолепное достижение.

Это была последняя победа на Сафари как Мехты, так и Nissan. В 1983 году была внедрена совершенно иная система классификации, которая вытеснила ранее доминировавшие автомобили. Подобное же влияние оказало появление на сцене Audi Quattro — автомобиля, который навсегда изменил мир раллийных гонок. Началась эра полноприводных автомобилей. В игру вошли Subaru, равно как и Toyota, но компания Nissan никогда даже не пыталась поучаствовать в этой вечеринке.

У компании Nissan еще было несколько больших побед, например, когда Майк Киркланд на 240RS (раллийная версия 240SX) пришел третьим в 1985 году, а затем — вторым в 1988 и 1989 гг. на 200SX. Майк все еще оставался в команде, когда компания Nissan решила завершить свои выступления во Всемирном Ралли после сезона 1991 года.

Шекхар Мехта продолжал карьеру раллийного гонщика еще несколько лет до тех пор, пока серьезная авария не вынудила его уйти в отставку в 1987 году. Он пришел в менеджмент Ралли Сафари и на протяжении нескольких лет возглавлял организацию.

16
Майк Доти после их победы 1982 года ушел из экипажа Шекхара для того, чтобы заняться организацией Ралли Сафари. Он занимался этим несколько лет подряд, включая 1987 год, когда он был прикован к постели после тяжелой аварии, в которую он попал вместе с Шекхаром во время Ралли Фараонов в Египте.

Рауно Аальтонен ушел из Ралли в 1987 году после двадцати трех попыток. Ему все-таки удалось двенадцать раз попасть в число лучших десяти финалистов, что является фантастическим рекордом для любого гонщика, но абсолютная победа, которой он так жаждал, ускользала от него до самого конца.

Эдгар Геррманн вышел в отставку на два года раньше, в 1985 году. Подобно Аальтонену, за плечами у Эдгара было двадцать три Ралли Сафари, но все, чего он добился, — это пять финишей, причем, четыре из них — на Datsun, включая два призовых места.

Йогиндер Сингх, насколько мне известно, участвует в гонках и по сей день. «Йо» является обладателем невероятного рекорда Ралли Сафари: три победы, тринадцать попаданий в десятку лучших финалистов и только три схода с дистанции за двадцать два года. У Мехты и Уальдегаарда побед больше, но Сингх, пожалуй, является лучшим гонщиком Сафари. Сейчас он живет в Канаде.


Tags: автомобили
Subscribe
promo gmichailov november 1, 10:00 4
Buy for 300 tokens
Давно хотел написать этот пост. Реклама в этом блоге выгоднее, чем у nemihail, хотя он и пытается доказать обратное. Каждый пост, а у меня в среднем 1 пост в день, просматривает от 30 до 200 тысяч уникальных пользователей и кучу комментариев, это без учета соцсетей, о которых будет речь ниже.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments