Итак, на дворе 1971 год и новый виток ралли Сафари. Экипаж в составе уже известных вам Геррманна и Шуллера стартовал с 11-ой позиции, товарищей по команде поддерживали Шекхар Мехта с Майком Доти и Рауно Аальтонен с Питером Истером (Pieter Easter). В этой гонке участвовало 38 автомобилей Datsun, большинство из которых было представлено 510-ой моделью.
Маршрут снова был разделен на две части, обе из которых сходились в виде гигантской восьмерки в стиле Дали в Найроби, где гонка начиналась и заканчивалась. Первый перегон вел к Момбасе — городу на кенийском побережье.
Аальтонен умчался вперед, быстро выйдя в лидеры гонки, тогда как Геррманн еще глотал пыль на пути к Момбасе. На хвосте у Аальтонена крепко сидел Уальдегаард (Waldegaard) на своем Porsche. Джеку Симоняну пришлось крепко ухватиться за руль своего 240Z, когда он едва не распрощался с жизнью, после того как на скорости 210 км в час у его автомобиля лопнуло колесо. Это происшествие выбило его из гонки.
Впервые за последние несколько лет маршрут проложили на юг в Танзанию — из-за политических проблем эта страна оставалась в стороне от предыдущих соревнований. В Дар-эс-Салам Геррманн приехал четвертым, тогда как Аальтонен, сломав подвеску, уступил лидерство гонщику Porshe Бьйорну Уальдегаарду, который на старте занимал лишь 33-ю позицию. Еще больше усугубило положение то, что команда Datsun забыла закрыть горловину бака у автомобиля Аальтонена, в результате у него расплескалось все топливо.
На следующем этапе Геррманн уступил Уальдегаарду (Уальдегаард уже шел впереди, но Геррманн покинул стартовую отметку этапа первым), а затем приложил все усилия, чтобы догнать его на обратном пути к Найроби. Не сбавляя скорости, Геррманн гнал свой Z на 200 км в час, благодаря чему ему удалось обойти Бломквиста (Blomquist), заняв третью позицию, тогда как водитель Porsche Засада вышел сначала на вторую, а к моменту, когда экипажи достигли Найроби, — на первую позицию.
На пути к Кампале фортуна улыбнулась Геррманну и дала прочувствовать Уальдегаарду, что такое печально известная «Удача Сафари». Сначала Геррманн чуть не выбыл из-за штрафа, наложенного по ошибке главным арбитром гонки. Однако после ожесточенного спора ситуация неожиданно разрешилась из-за вмешательства самого печально известного диктатора Иди Амина (Idi Amin), в то время президента Уганды, наблюдавшего за гонкой как раз на этом контрольном пункте. Амин вернул Геррманна на трассу без штрафов.
Уадьдегаард повредил свой Porsche, пытаясь обогнать своего товарища по команде Засаду, который хоть и опережал его в тот момент на трассе, но уступал по общему времени. У Засады не было включено радио, а Уальдергаард решил, что Засада услышал его просьбу пропустить его вперед. В результате оба Porshe получили серьезные повреждения. После этого Геррманн и Шуллер опередили на 31 минуту ближайших преследователей на 240Z, за рулем которого находился Шекхар Мехта, который на этом этапе лидировал на трассе.
Аальтонен, безнадежно отстав, все же не сдался. Он снова пошел вперед, обогнав Геррманна поблизости Кабале. И тут удача отвернулась от Геррманна и Шуллера. Когда их обогнал Мехта, Геррманн повредил свой автомобиль, сломав полуось. К счастью, Шуллер смог извлечь ее и, благодаря «техническому чуду» под названием «дифференциал с повышенным внутренним сопротивлением», ему удалось с трудом добраться до ближайшего пункта техобслуживания. Аальтонен на другой модели Z тоже сломал полуось и остался далеко позади.
Геррманн и Шуллер все еще продолжали лидировать по времени, но теперь отрыв составлял всего 16 минут. Настал звездный час для Мехты. На дорогах своей родной Уганды Мехта вырвался вперед, сократив отрыв от Геррманна до всего одной минуты. Затем на короткий промежуток времени Мехта возглавил гонку после того, как Геррманн снова попал в аварию, слетев на своем 240Z с трассы. В этот момент казалось, что Мехта станет победителем.
Беда пришла неожиданно, как это бывает только на изобилующем сюрпризами Ралли Сафари.
Мехта на своем 240Z влетел в заполненную грязью рытвину возле горы Кения. Спустя 20 минут, проезжавший поблизости полицейский джип Land Rover вытащил их. Как только они отцепили трос от автомобиля Мехты, Геррманн влетел в эту же рытвину и застрял. Полицейские тем же тросом вытащил и Геррманна, так что тот не потерял практически ни минуты. Мехта был просто вне себя от ярости. Когда оба 240Z приехали на отдых в Найроби, Мехта с Доти проигрывали Геррманну с Шуллером всего три минуты, сократив более чем в шесть раз отставание в связи с этим инцидентом.
Но если не персонально для Мехты, то для компании Nissan это был фантастический финиш. Мало того, что 240Z финишировали первым, вторым и седьмым, так еще и личный 510-й финишировал шестым из 32 автомобилей. Datsun снова победила в классе, общем зачете и в зачете производителей.
В 1971 году с Майклом Киркландом, будущим водителем заводской команды (а точнее — с его напарником-сицилийцем Пауло Кониглио (Paulo Coniglio)), произошел один из самых забавных инцидентов. Майк отдавал предпочтение скорости, тогда как Пауло — осторожности. Майк намеревался на полной скорости промчаться на отрезке Танзании, но неожиданно хорошенько «вляпался» в самом прямом смысле этого слова. Когда Майк пробирался сквозь череду коров, преградивших дорогу, Пауло сидел на пассажирском сидении с опущенным стеклом. Крыло 510-го со стороны пассажира чиркнуло по заду одной из коров, которая резво среагировала мощной струей жижи на борт автомобиля и, в том числе, через открытое окно прямо в лицо Пауло. Пауло отшучивался впоследствии: «Мы подрезали корову-снайпера. Теперь вся моя машина провоняла коровьим навозом!». Несмотря на это столкновение, Киркланду все же удалось привести свой 510-ый на семнадцатое место.
Ралли 1972 года стало провалом для Геррманна и Шуллера, поскольку их 240Z сломал две полуоси и закончил гонку на 5-ом месте, за которым расположился еще один экипаж на 240Z в составе Аальтонена и британца Тони Фола (Tony Fall). Мехта пришел десятым.
40 из 86 экипажей на гонке ехали на машинах Datsun. Заводская команда состояла из Геррманна c Шуллером, Мехты с Доти, Аальтонена с Тони Фолом и Ове Андерсона (Ove Anderson) с Джоном Дейвенпортом (John Davenport) на 610-ой модели (1800).
В тот год трасса начиналась в столице Танзании Дар-эс-Саламе, а затем уходила вглубь континента к Найроби. Геррманн возглавил гонку, когда участники приблизились к горе Килиманджаро, и оставался лидером до Найроби. За ним шли Миккола (Mikkola), Престон-младший (Preston, Junior), Засада и, четвертым в этой группе, Мехта. Аальтонен шел за ними на шестой позиции.
На следующем этапе до Кампалы Геррманн уступил первенство Микколе, Засаде и Престону-младшему, которые показывали лучшее время. Таким образом, он стал четвертым, Мехта – пятым, а Аальтонен — седьмым. Пыль висела в воздухе плотной завесой, что создавало довольно опасную обстановку, особенно при обгонах.
Где-то в центральной части Кении все экипажи Datsun начали испытывать проблемы с топливом, что привело к их дальнейшему отставанию. У модели Z Мехты сломалась рулевая колонка, и он снова отстал по пути в Найроби.
На трассе из Найроби Геррманну удалось стать третьим, обойдя Престона на участке до Момбасы, как вдруг у него сломалась задняя подвеска. Аальтонен проскочил мимо контрольного пункта, и ему пришлось возвращаться, потеряв при этом полчаса.
Майк Киркланд, хоть и порядком отстал, все же держался молодцом на 13-й позиции, когда, уходя от столкновения с припаркованным на обочине автомобилем, перевернул свой 510-й, сломав при этом один из пальцев Кониглиосу (Coniglios).
Вопреки всему, до финиша дошли новичок Андерсон (Anderson) и его напарник Дейвенпорт (Davenport). Они бесконечное число раз прокалывали шины, сломали подвеску, дважды оставались без бензина, пережили отказ электрической системы и, уже под конец, порвали прокладку блока цилиндров. Тем не менее, они кое-как добрались до финиша на 12-м месте.
Еще один примечательный результат показали Энн Тайт (Ann Taith) и Сильвия Кинг (Sylvia King), экипажу Candy Dutson спонсорской версии модели 510. Они пришли 18-ми, но стали первым женским экипажем, завершившим гонку со времени первого успеха Кардуэлл и Дейвис на Cedric в 68-м.
Сафари 1972 года выиграл Миккола, вторым пришел Засада, а Вик Престон-младший — третьим. Ровно половина дошедших до финиша автомобилей были Datsun: весьма приличный результат, учитывая, что на старт вышло 85 автомобилей, а финишировало — всего 18.
73-й стал годом второго триумфа модели 240Z, но не для Геррманна. Шекхар Мехта и его товарищ по команде «Верзила» Дрюс («Lofty» Drews) заняли первое место в общем зачете и первое - в классе, разделив победу по очкам с Гарри Каллстромом (Harry Kallstom) и Клаус Биллстамом (Claes Billstam), которые также стали первыми в классе и вторыми в общем зачете на Bluebird 1800SSS. Фолл (Fall) и Вуд (Wood) финишировали четвертыми на своем 510-ом.
Всего к финишу добралось семь 510-х, большинство вошли в число двенадцати лидеров.
Трасса ралли в тот год снова была проложена по-другому из-за политических проблем, но в этот раз уже связанных с Угандой и Иди Амином. Годом ранее Амин фактически приказал выслать из страны семью Мехты. Гонка снова началась и закончилась в Найроби.
Команда Datsun состояла из экипажей Геррманна с Шуллером, Мехты с «Верзилой» Дрюсом, Аальтонена с Истер (все — на 240Z), Гарри Каллстрома с Клаусом Биллстамом и Тони Фола с Майком Вудом, выбравших пару 610sss (1800) для поездки по маршруту длиной 5000 км.
Также было любопытно, как покажет себя в деле Mazda с роторным двигателем и, собранный вручную, Colt Gallant компании Mitsubishi под управлением Йогиндера Сингха. Джек Симонян пересел на Alfa GTV. Судья гонки вдоволь посмеялся над механиком, спросившим, может ли он снять головки цилиндров у Mazda, чтобы осмотреть клапаны1.
Гонка началась в Найроби в четыре часа дня по местному времени. Небо в этот момент было безоблачным. Все устремились в направлении гор Усамбара и Момбасы. Геррманн и Шуллер быстро сошли с трассы из-за технических неполадок. Это было последнее ралли Гераманна в команде Nissan.
Роджер Кларк (Roger Clark) вырвался далеко вперед на своем Ford и лидировал на протяжении всей гонки, вплоть до возврата в Найроби. У Мехты все было далеко не так безоблачно. Сначала из их с «Верзилой» автомобиля вытек весь бензин, затем они столкнулись со стаей птиц, которую привлек свет их фар. На промежуточной остановки на полпути в Найроби ситуация складывалась следующим образом: первыми шли Кларк, Миккола, Засада, Каллстром с Биллстамом на 610sss, затем ехали боровшиеся на равных за пятое место Мехта и Аальтонен.
В начале второй половины гонки Кларк, после часового лидирования, вынужден был остановиться и заняться ремонтом рулевого механизма. Вынужденный затем ехать осторожнее, он потерял все 40 минут своего преимущества.
В отличие от него, неугомонный Миккола на своем Ford Escort протаранил Porshe Засады, в результате чего тот опрокинулся. Остальные участники команды Porsche сошли с дистанции из-за механических проблем. Тимо Макинен (Timo Makinen) перевернул свой Escort, а следом за ним опрокинулся Берт Шанкленд (Bert Shankland), ехавший на Peugeot. Таким образом, лидирующая группа приобрела следующий вид: Миккола, за ним Аальтонен, Каллстром, затем Мехта и Андерсон (Anderson) на Peugeot.
Беда настигла Аальтонена, когда он был на участке Меру-Эмбу трассы. Проходя поворот, он зацепил скрытый под грязью выступ и перевернул 240Z на насыпи. Мехта ударился в тот же выступ и оторвал крыло, но сумел удержаться на трассе. Затем он обогнал Микколу, у которого сломался рулевой механизм. Лидером стал Каллстром, по пятам за ним шел Мехта. Мехта догнал Каллстрома и даже успел до финиша опередить его на одну минуту. Это было самое плотное Ралли Сафари в истории.
В результате обе команды имели 406 потерянных минут (баллов). В действительности у Мехты было только 405, но его оштрафовали на одну минуту из-за неработающей фары. Итак, вышла боевая ничья!
Такие ситуации разрешались согласно системе «farthest-cleanest» (дольше-аккуратнее), являющейся чем-то вроде раллийного эквивалента хоккейных пенальти. Судьи изучали результаты каждого экипажа, начиная с линии старта ралли, пока они не доходили до точки, где одна из команд получала больше штрафного времени, чем ее соперник. На первом этапе Мехта был на две минуты быстрее, чем Каллстром, поэтому в результате именно он стал победителем ралли. Андерсон пришел третьим на своем Peugeot, а Тони Фолл с Майком Вудом финишировали четвертыми на втором 610sss.
Затем, на протяжении последующих лет, Шекхар Мехта выиграл четыре Сафари Ралли подряд на фиолетовом SSS Datsun 510 (A10 или PA10), в том числе, и когда компания Datsun завоевала все места на подиуме.
В этот раз Майк Киркланд попал в новую историю. Майк наконец-то смог позволить себе стартовать на собственном 510-ом, над которым не довлела дурная слава, связанная с Пауло Кониглио. Он пригласил в экипаж отличного гонщика, Брюса Филда (Bruce Field). К началу второго этапа, когда они остановились для дозаправки, они уже вплотную приблизились к лидирующей десятке. Брюс вышел, чтобы убедиться, что заправка идет, как надо. Частная команда заправщиков использовала канистры на 19 литров для дозаправки — довольно опасная идея. В результате пары бензина внезапно вспыхнули от чьей-то сигареты. Пламя охватило ноги Брюса и перекинулось на автомобиль. Майк бесстрашно увел автомобиль в сторону от пролитого бензина, пытаясь, по-видимому, тем самым избежать человеческих жертв, а затем он вместе с Брюсом погасил пламя на 510-ом. На обгоревшей машине и обожженными ногами, они продолжили гонку и финишировали на девятом месте в общем зачете.
Компания Nissan решила, что она уже все всем доказала и не стала выставлять официальную заводскую команду на Ралли Сафари 1974 года. Но это не остановило частных лиц от участия в гонке на автомобилях Datsun. Модель 510 стала самой популярной машиной среди любителей благодаря относительно низкой цене, надежности и множеству уже одержанных побед, однако ни один из них не смог финишировать на гонке 1974 года.
Рауно Аалтонен взял нового напарника — немца В. Стиллера (W. Stiller) и стартовал в 74-м году как частное лицо на 610sss (180b). Гарри Каллстром с напарником Клаусом Биллстамом (Claes Billstam) сделали то же самое, но на 260z. Оба автомобиля были более мощными, чем 510, и имели похожую настройку подвески. В еще один финишировавший экипаж вошли местные гонщики Зулли Ремтулла (Zully Remtulla) и Низара Дживани (Nizar Jivani) на 260z. Розмари Смит (Rosemary Smith) и Полин Галлик (Pauline Gullick) еще на одном 610sss (1800 Bluebird) одержали победу в зачете для женщин и получили Coupe des Dames, придя на 16-м и последнем месте. Это был второй и последний случай награждения в этой категории в 70-х гг.
В 1974 году ралли началось изнурительной гонкой по скользкому откосу. Это был первый год, когда ралли проходило только на территории Кении, что затем стало нормой. На первом отрезке, на пути к горе Кения, с трассы из-за непролазной грязи и безжалостного восточноафриканского ливня сошло 70 автомобилей. Через некоторое время погода улучшилась, ехать стало немного проще, но после первого этапа автомобили и водители были изрядно потрепаны. Каллстром с Биллстамом на 260z пришли четвертыми в общем зачете, а Ремтулла с Дживанни —пятыми. Аальтонену со Стиллером удалось на своем 610sss (180b) пробиться на шестую позицию. Розмари Смит с Полин Гуллик были единственные из остальных экипажей на Datsun, кто добрался до финиша.
В 1975 году компания Nissan снова выставила заводскую команду, но без Мехты или Аальтонена. В этом году гонка снова оказалась дьявольски сложной — из 79 вышедших на старт до финиша добрались лишь 14 автомобилей. Лучшей позицией, полученной экипажем Nissan стала шестая — она досталась местным Ремтулле с Дживанни на 710 Violet. Кроме того, экипажи на автомобилях Datsun финишировали на седьмом, девятом и четырнадцатом местах.
1976 год оказался столь же безрадостным для компании Nissan: Гарри Каллстром финишировал седьмым, а Ремтулла — восьмым (оба на 710 Violet). Среди других финишировавших экипажей было еще два на автомобилях Nissan. Шекхар Мехта, в паре с Майком Доти, поначалу шел хорошо, но затем столкнулся с Land Rover и выбыл из гонки. Бывший водитель компании Nissan Йогиндер Сингх возглавил команду на автомобилях Lancer компании Mitsubishi, которая и заняла весь подиум.
В 1977 году экипаж Аальтонена и Дрюса пришел вторым в общем зачете и первым в классе на Datsun 710 Violet, еще один экипаж на 510-м пришел двенадцатым. Компания Nissan начала потихоньку оправляться от череды неудач: Ремтулла с Дживани пришли на восьмом месте, Роб Коллиндж (Rob Collinge) и А. Левитан (A. Levitan) — на девятом, а японские гонщики Йошио Ивашита (Yoshio Iwashita) и Кенжиро Шинозука (Kenjiro Shinozuka), второй раз участвующие в этом ралли, — на одинадцатом. Замыкали список двенадцати лидеров Дж. Хеллаер (J. Hellier) с К. Шахом (K. Shah) на старом добром 510sss. Шекхар Мехта и Майк Доти продолжили список своих неудач, на этот раз из-за неисправностей электросистемы.
В 1978 году заводские экипажи Nissan пересели на новые PA10 Violet (Hl510 в США). Мехта с Доти в третий раз подряд досрочно сошли с трассы, проделав три четверти пути с неисправным двигателем. Он был не единственным невезучим водителем.
С самого начала гонки ливень оказывал значительное влияние на ход соревнований — на протяжении первых нескольких этапов участники мчались по дорогам с глубокими рытвинами, заполненными липкой грязью, затем их встретили залитые водой участки, для преодоления которых пришлось изменить маршрут.
В самом начале гонки молодой кенийский водитель не справился с управлением своим автомобилем прямо на выезде из Найроби, в результате чего погибло четыре зрителя. Йогиндер Сингх утопил свой Mercedes в метровой глубины луже, образовавшейся после проливного дождя, разразившегося на вторую ночь. Чуть позже три его товарища по команде сделали то же самое, в окрестностях Маригата.
Лидировали Бьйорн Уальдегаард на Porsche, за которым вплотную шел Вик Престон-младший, на втором автомобиле группы Porshe. Затем Престон ударился о скрытый под толщей воды и грязи камень и серьезно повредил подвеску, позволив опередить себя экипажам Аальтонена и «Верзилы» Дрюса, а также Каллстрома и Мехте (все — на Datsun Violet).
На следующий день еще один Mercedes затонул на другом затопленном участке. Йогиндер Синг снова влетел в лужу и вывел из строя двигатель.
К воскресному утру только 42 автомобиля оставались на трассе, двигаясь по ней в сторону Момбасы в следующем порядке: Уальдегаард, Аальтонен, Каллстром, затем Макинен на Peugeot. На дороге до Таита Хиллс несколько опытных экипажей, включая лидировавшего до этого момента Уальдегаарда, сошли с дистанции из-за повреждений подвески на сильно пересеченной местности.
Аальтонен и Каллстром в этот раз шли на первом и втором местах, а Вик Престон на своем Porsche был третьим. Однако для команды Datsun ситуация изменилась в один момент: Аальтонен потерял время, барахтаясь в грязи, а двигатель Datsun Мехты вышел из строя, что вынудило его досрочно покинуть Ралли Сафари в четвертый раз подряд. Каллстом сошел с дистанции следующим утром из-за сломанной оси поблизости Эмбу. Макинен и его Peugeot также покинули гонку, вследствие поломки приводного вала.
Лидером финальных этапов стал Жан-Пьер Николя (Jean-Pierre Nicolas) на его Peugeot, следом за которым шел, задержавшийся их-за грязевых ванн, Аальтонен. И все же, без небольшого инцидента не обошлось и на этот раз: Аальтонен «положил» свой Violet на крышу, пропустив Вика Престона на вторую позицию. Так они и пришли к финишу. Аальтонену удалось найти запчасти и починить автомобиль: в отчаянной борьбе он пришел третьим.
И в этот раз Африка снова обрушила всю свою ярость на участников ралли: из 73 экипажей до финиша добралось лишь 13. Команде Datsun также удалось финишировать на седьмом и девятом местах, что заслуживает уважение, поскольку кубок производителей в этот год не был вручен из-за большого количества сошедших с дистанции автомобилей.
Затем пришла эпоха Мехты...
Journal information