Культура пивоварения развита в Чувашии очень сильно. По климату и отношению к пиву она напоминает Баварию, точнее напоминала в начале 20 века.
Хмель рос везде. В каждом дворе вместо декоративных кустарников. Пиво варили в каждом доме. А как пахнет шишка хмеля… Непередаваемый аромат. Я еще помню как студентом ездил на «картошку», только у нас была уборка хмеля. А сейчас где этот хмель. Все утерено, технологии, культура…
Насколько я знаю, чуваши до 20-30-х годов 20 века, вообще не пили водку. А исключительно пиво. С приходом Советской власти, пришли и другие крепкие напитки – водка, вино и т.д.
Музей в виде бочонка пива...
Экспозиция музея охватывает историю пивоварения от древних шумер до наших дней.
Гимн богине Нинкаса. - Светлоструйнорожденная...
ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МОЛИТВА В ПЕРЕВОДЕ В.К. ШИЛЕЙКО
Тебя прославляю я, дева,
тебя величаю я песней!
Масло, плоды, молоко
семь пирожков испечённых
я тебе ставлю
на стол Страны;
чёрное пиво
я наливаю,
светлое пиво
я наливаю,
чёрное пиво,
пиво улушин,
моей царице
пиво улушин,
веселящее сердце,
создающее песни,
с благодарной
молитвой я тебе приношу;
чтобы ты примирилась,
мёд, и сливки, и пиво
я тебе приношу,
чтобы ты ублажилась,
мёд, и сливки, и пиво
я тебе приношу;
пироги, мёд и сливки
я тебе приношу,
белопенное пиво
я тебе приношу,
мёд и пенное пиво
я тебе приношу,
чтобы бог к человеку
разделить возлиянье
поспешил подойти.
Тебя прославляю я, дева,
тебя величаю я песней,
царицу небес и земли,
мою госпожу я пою;
пред моею святою богиней,
пред лицом её я веселюсь.
Госпожа, вознесённая в небе,
о владычица, ты велика.
О прекрасная дева небес,
лишь тебя достоит обожанье,
госпожа, вознесённая в небе,
о владычица, ты - велика.
Впечатляет…
Киреметь место, где обычно растет священное дерево «древо жизни», где обитают духи предков людей этой местности. По-персидски карамат – добро. На киремете поминают духов предков и никогда не поминают имя бога. Киреметь - олицетворяет первотвердь с древом жизни на нем, по которой спускаются души новорожденных детей и возле которой концентрируются духи предков. Душам предков чуваши поклонялись на кладбище, а духов предков поминали только старики на киремете. Потому не может быть понятия злой или добрый киреметь. Воздействие этого места на человека зависит от отношения к данному человеку его духов предков.
Journal information