Вот все хорошо в США. Там даже авиационные правила нарушают цивилизованнее и изящнее, что ли. У нас обычно просто быкуют: «А ты кто такой тут? Люди отдыхать едут, расслабляются!» (произносится с угрожающей интонацией) Правда есть один эпизод, тоже связанный с самолетами, когда россияне обставили американцев.
Сейчас в России разрабатывается новый среднемагистральный самолет МС-21, который должен прийти на смену Ту-154 и семейству Ту-204. Старики свое уже отлетали – пора бы им на металлолом. Впервые проект МС-21 стал известен широкой публике в 2003 году , когда одержал победу в тендере: власти тогда объявили конкурс на среднемагистральный пассажирский самолет. В процессе разработки лайнера авиастроители наткнулись на одну неприятность: предприятия отрасли находились в глубокой… депрессии. Во-первых, там, где раньше выпускали, скажем, современное бортовое оборудование, стали производить оцинкованные ведра. А во-вторых, производители ведер были сами за себя и не особо желали друг с другом сотрудничать. Поэтому значительную часть комплектующих будущего МС-21 решили поставлять из-за рубежа. Например, было решено, что двигатель для перспективного самолета должны производить американцы из Pratt & Whitney, входящей в «большую тройку» авиационных двигателестроителей. Однако предприятию «Авиадвигатель» из Перми, который выпускал двигатели для наших бомбардировщиков и истребителей во время войны, такой расклад не понравился.
Полноразмерный макет двигателя
Казалось бы, ну что могут противопоставить пермяки американцам? Оказалось, могут. Первые поставки МС-21 намечены на 2017 год, самолет будет оснащаться либо американским мотором, либо российским ПД-14 – по желанию заказчика. Что интересно, в разработке двигателя участвовали практически все ведущие отраслевые НИИ и мероприятия.
Уважение и сотрудничество – лучшие спутники прогресса. Подтверждение тому не только двигатель ПД-14, но и интегрированный комплекс бортового оборудования для того же МС-21. Его разработкой занимается концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в корпорацию Ростех . С 2009 года КРЭТ консолидирует радиоэлектронную отрасль, чтобы стать крупнейшим центром приборостроения. Последняя сделка концерна – увеличение пакета акций в компании «Авиаприбор-холдинг» с 26 до 54%. Именно «Авиаприбор» будет разрабатывать системы бортового оборудования – не только для МС-21, но и для Sukhoi Superjet NG, транспортного самолета МТА и российских вертолетов. Компания уже заключила контракт на 2,33 миллиарда рублей с Минпромторгом. К 2020 году КРЭТ планирует увеличить долю собственных разработок в бортовом оборудовании нашей авиации до 70%. Тогда уж российские самолеты станут действительно российскими.
Кабина МС-21
И да, летайте нашими самолетами! У нас за исполнение песни в самолете не сдают полиции – люди сами начинают подпевать. И все-таки бессмертную «I Will Always Love You» не рекомендуется исполнять даже в МС-21: уж очень ее не любят люди. Был случай, когда одна англичанка получила месяц тюрьмы за постоянное прослушивание композиции. Соседям меломанки удалось убедить правоохранительные органы в том, что это можно расценить как психологическое насилие.
Journal information