
Тенденции развития мировой экономики меняются. В прошлом веке была миграция из сельской местности в город. Сегодня вокруг крупных городов, таких как Лондон, Париж и Москва создаются те самые, крупные агломерации, территории опережающего развития.

Очень интересное было выступление Хазема Галяля, эксперта PwC.
В глобальном рейтинге Топ-20 московская агломерация находится на 2 месте и демонстрирует более высокие темпы роста, чем в среднем по стране, по 11 из 13 показателей развития. Только агломерация Пекина имеет более высокие показатели – 12 из 13. Второе место с Московской агломерацией делят агломерации Шанхая и Стамбула (11 из 13), третье занимает агломерация Шанхай, 4 место – Стамбул, 5 место – Вашингтон, Мадрид, Джакарта.
По данным исследования PwC, до 2030 года в крупнейших агломерациях – с населением более 1,5 млн человек – будут жить 7 из 10 городских жителей или 24% мирового населения, а доля крупнейших агломераций в мировом ВВП увеличится с 38% до 43%.
К 2025 году население крупнейших городских агломераций достигнет двух миллиардов человек, которые будут производить 60% ВВП от мирового. Гигантские изменения затрагивают не одну страну или континент, а всю нашу планету в целом.

Процесс урбанизации к 2030 году приведет к тому, что на мировой карте сформируется поляризация городов - сократится численность населения средних агломераций – останутся малые города и крупные агломерации.
При этом центры мировой урбанистической экономики сместятся в Африку и Азию. Такие агломерации, как Лагос (Нигерия) и Киншаса (ДР Конго) вырастут в 2 раза и достигнут размеров Московской агломерации
При этом агломерации – локомотивы национального развития. Если сравнить динамику их развития с тем, что демонстрируют их страны. По 11 из 13 показателей социально-экономического развития агломерации обгоняют страны, в которых находятся. Агломерации развивающихся стран показывали наилучшую динамику – агломерация Пекина заняла первое место, а агломерации Москвы, Шанхая и Стамбула разделили второе место. За последние 10 лет среднегодовой рост ВРП агломераций на 0,3 п.п. обгонял рост страны, создалось на 20 раб. мест на 1000 жителей больше и т.д. При этом ядра агломераций показывали еще лучшую динамику.
Например, ежегодно Московская агломерация ввозит товаров на 39 млрд долл. США, произведенных в других регионах РФ, обеспечивая порядка 3,5 млн раб. мест в регионах РФ. Каждые 10 жителей Московской агломерации за счет высокого уровня потребления создают или поддерживают 2 рабочих места за ее пределами. Аналогично можно сказать и про эффекты других агломераций: Парижа – 1,2 раб. места, Шанхая – 0,9, Сиднея – 0,8.

Но есть и минусы, которые приходится решать.
Возникают негативные эффекты агломерационного развития – загруженность транспортной инфраструктуры, диспропорции в качестве социальных услуг.
Для более сбалансированного развития городских агломераций необходимо сбалансированное развитие системы расселения и транспортной сети.

Пригороды, характеризующиеся высокой транспортной доступностью, смогут стать привлекательными не только для проживания, но и для инвесторов, осуществляющих развитие торговых, производственных, логистических и досуговых объектов. Известно немало примеров развития высокотехнологичных кластеров на городской периферии (например, для Москвы это пример Сколково). Пригород обретает не только жителей, но и рабочие места, локальную идентичность.

Урбанизация в России активно, как и во всем мире, продолжается, при всех трудностях и проблемах, последние 25 лет для ключевых российских городов стали временем огромных успехов. Ключевые российские города стали крупнее. Благодаря миграции последние годы, прироста населения, население агломерации выросло на 10 миллионов человек.

надеюсь не сильно загрузил вас информацией?

Journal information