Говорят, что у России две беды - дураки и дороги. Это устаревший и давно не соответствующий реальности стереотип. У России сегодня одна, но зато основополагающая беда - технологическое отставание, с которым мы активно пытаемся бороться. Весь мир активно внедряет такую вещь, как интеллектуальные транспортные системы. Многие ли о них слышали у нас? А ведь опыт использования их уже насчитывает несколько десятков лет!
Лет пять назад у нас про интеллектуальные системы управления дорожным движением даже не слышали, только постили в ЖЖ картинки с красивыми дорогами из Японии, на которых не бывает пробок, да вздыхали, что у нас, дескать, вот так вот сделать, увы, не получится, а если и получится, то только где-нибудь в районе Кремля, а на остальную Россию денег не хватит.
Потом на улица городов стали появляться так называемые «умные светофоры», которые автоматически меняют режим работы в зависимости от количества автотранспорта в том или ином направлении. Сначала на больших перекрестках в Москве, потом в других городах и даже на пересечениях с федеральными трассами в тех местах, где последние у нас все еще проходят по территории населенных пунктов.
Все мы следим за успехами беспилотных автомобилей "Тесла", они уже разъезжают по дорогам Америки. Отчасти, многие высокие технологии стали появляться и у нас.
Теперь нас не то что автоматические парктроники, но и другие системы не удивляют: почти в каждой новой иномарки классом чуть выше, чем «бюджет» и в комплектациях, отличных от «стандарта», установлены системы предотвращения столкновения и наезда на препятствие. Автомобили сами контролируют скорость движения и дистанцию до впереди идущей машины, а некоторые умудряются еще и за состоянием водителя следить.
Но не только машины поумнели, изменились и сами дороги. Особенно это заметно на федеральных трассах, а лидером внедрения новшеств является компания «Автодор», дороги которой легко можно перепутать с западными автомагистралями. Не верите? Можете сами посмотреть наМ4 «Дон» или на строящейся сейчас М11 («Москва-Санкт-Петербург»). Я много путешествовал и по Европе, и в Азии, и могу сказать, что сейчас новые наши дороги мало чем отличаются от европейских. Да, отличия есть, и весьма серьезные, если ты съезжаешь куда-нибудь на трассу регионального или даже местного значения, на федеральных же магистралях серьезных отличий давно уже нет.
В принципе, компания «Автодор» не придумала ничего нового, подобные системы используются широко в Европе. Типичный пример: испортилась погода, на информационных щитах появляется предупреждение о снижении максимальной скорости движения, при заморозках автоматически включается выброс реагента на подъемах, начинают появляться предупреждения о плохой видимости и скользком покрытии, заранее появляются сообщения о препятствии на дороге и рекомендации о том, в какую полосу нужно перестроиться. Это, во-первых, очень удобно, а, во-вторых, снижает аварийность, потому что водитель может отвлечься, или дорожные условия будут плохие, или знак аварийной остановки, как того требует ПДД, не выставят. Как результат – ДТП, часто со смертельным исходом.
К технологическому прорыву можно отнести и внедрение телемедицинских технологий. Оказывается, предрейсовые осмотры водителей можно проводить дистанционно, там, где нет специализированного медперсонала или там, где водитель переоценивает свои силы, стремясь, например, пораньше вернуться из рейса домой. Сам видел: ехал из Москвы в Питер на машине ночью. Пустая дорога (еще старая дорога, не та, которую открывают сейчас), впереди фура, освещение только фарами, т.е. что впереди -я не вижу. Вдруг смотрю, фура начинает уходить резко влево, на встречку, благо, по ней никто не ехал. Думаю, может, препятствие? Но на всякий случай сигналю. Фура резко выворачивает вправо, тормозит и уходит на обочину, где останавливается. Оказывается, водитель возвращался из рейса, решил проехать ночью, потому что свободнее и быстрее домой можно попасть. Хорошо, что обошлось, а то ведь мог и не доехать!
Уверен, что такой дистанционный подход позволит спасти немало человеческих жизней, которые уносят автоаварии, случающиеся по причине усталости или плохого самочувствия водителей. А учитывая, что при этом постоянно растет качество дорог и дорожного обслуживания (улучшается дорожное покрытие, появляются системы освещения, на новых автомагистралях повсеместно устанавливают разделители и «отбойники»), надеюсь, автотранспорт постепенно перестанет быть самым опасным видом транспорта в России. Предполагаемые эффекты от внедрения интеллектуальных транспортных систем и беспилотных автомобилей, как говорят специалисты, - снижение аварийности на 80–90%, потому что основная причина ДТП — человеческий фактор. Впечатляет, правда?
Учитывая, что в России запускается специальная программа по финансированию разработки беспилотных автомобилей (с такими суммами, что закачаешься просто!), думаю, в скором будущем от главной беды на дорогах -технологического отставания – мы скоро все-таки избавимся!
И возможно в недалеком будущем мы увидим такую Россию, как ее рисуют многие фантасты
Journal information