gmichailov (gmichailov) wrote,
gmichailov
gmichailov

Category:

Вся правда о Московском нефтеперерабатывающем заводе

Что только не сделаешь ради москвичей, даже "проникнешь" на самое закрытое предприятие Москвы - Московский нефтеперерабатывающий завод. И на своей "шкуре" проверишь все мифы и страшилки.



Блогеры все покажут и расскажут, все честно и без обмана.


Большинство крупнейших НПЗ были возведены в начале или середине XX века, и даже те, которые строились далеко за городом, теперь оказались в границах расширяющихся мегаполисов. Так произошло и с Московским НПЗ — в момент его строительства в 1930-х годах Капотня была подмосковным селом.
В феврале 1936 года было начато строительство нового предприятия — Московского крекинг-завода № 413. А 1 апреля 1938 года на заводе была переработана в бензин первая тонна нефти — эта дата и считается днём рождения МНПЗ. Выглядел он примерно так.



Сегодня Московский НПЗ обеспечивает 34% столичного топливного рынка и выпускает 30 наименований нефтепродуктов. Основная часть продукции — это моторные топлива класса Евро-5, дорожный, строительный и полимермодифицированый битум, топочный мазут, сжиженные газы для коммунально-бытового использования.




Для любителей погрузиться в производственный процесс и вспомнить школьный курс химии, схема Нефтеперерабатывающего завода. Если смотреть на нее, то все не слишком сложно, но когда оказываешься на заводе, то теряешься и не понимаешь как можно руководить всем этим процессом.


А руководят как раз из этого места - Центральная операторская. Она кстати сделана из бетона и способна выдержать ракетный удар.


Здесь сидят операторы и руководят всем процессом. Следят за многочисленными датчиками и показателями.


Завод активно модернизируется, от советского прошлого остается все меньше. Более подробно расскажу чуть ниже.


Вот именно это новое оборудование совсем недавно доставили по Москва-реке, многие помнят эти фотографии.


Вообще не понимаю, как можно разобраться в таком переплетении труб.


Кстати, видите трубу с белым паром? Это как раз тот самый факел, где сбрасывается излишнее давление и сжигается избыточный газ. Раньше факел горел постоянно, и стал символом Капотни. Сейчас 90% времени он не горит. В ходе модернизации завод внедрил систему, при которой большая часть образуемого топливного газа используется для собственных нужд предприятия, а не сжигается на факеле. А выходящий из трубы пар просто защищает ее от проникновения кислорода из внешней среды.



На вопрос: А почему бы завод все-таки не перенести из Москвы?
Во-первых, это прямая потеря 2 100 рабочих мест (а с учетом подрядчиков это уже около 7 000 человек), потеря половины всех поступлений в бюджет Москвы от промышленности.

Во-вторых, это удорожание и сокращение дорожно-строительных и ремонтных работ в Москве, поскольку МНПЗ является крупнейшим в стране поставщиком современных битумных материалов, необходимых при дорожном строительстве.

В-третьих, в случае переноса завода неизбежен дефицит топлива в столице для автотранспорта и авиационного топлива для московского авиационного узла. Московские топливные базы и аэропорты получают топливо по Московскому кольцевому нефтепродуктопроводу «Транснефти» (МКНПП), который как кровеносная система питает город бензином, дизельным топливом и авиатопливом.
Если завозить те же объемы топлива в город бензовозами, это создаст дополнительные критические логистические нагрузки на транспортную систему московского региона, заперев въезды в город в пробках.


Очевидным доказательством того, что НПЗ в черте города не обязательно несут с собой экологические проблемы, является Роттердам, в порту которого, расположенном в центре города, находится сразу пять крупных заводов нефтепереработки и нефтехимии. При этом у Роттердама одно из лучших мест в экологическом рейтинге европейских городов. Добиться этого удалось благодаря масштабным экологическим программам. В настоящий момент такие программы реализуются и на МНПЗ, завод поставил ясную и достижимую цель — стать лучшим заводом Европы по техническим и экологическим характеристикам.


А это Закрытые механические очистные сооружения (ЗМОС), которые полностью заменили устаревшие открытые очистные сооружения. Кроме того, введение в строй новых ЗМОС открыло возможность для минимизации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Москвы, а также возможности для существенного снижения объемов вновь образуемых остатков производства.
Был там, никакого запаха нет.


Проекты модернизации МНПЗ в 2011-2015 годах позволили предприятию снизить общее воздействие на окружающую среду на 50%. В рамках второго этапа модернизации в 2016-2020 годов. Московский НПЗ дополнительно на 50% сократит воздействие на окружающую среду (от уровня 2015 г.). От завода, который по привычке критикуют, остается только площадка. Сейчас на этой площадке, фактически без остановки производственного процесса, строится новое предприятие и демонтируются устаревшие установки. В 2020 году, после завершения модернизации, Московский НПЗ будет лучшим НПЗ в Европе по экологическим показателям.




Для особо привередливых выкладываю схему. И скажу по секрету, что главный эколог вместе с семьей живет буквально в двух домах от территории МНПЗ, так, что пока он там живет нам не стоит переживать.


Отдельно стоит отметить уникальную систему "Биосфера", строительство полностью должно завершиться к 2017 году. Планируется, что ввод самых совершенных на сегодня очистных позволит заводу увеличить процент очистки сточных вод до 99%, чем не может похвастаться большинство даже самых лучших заводов мира (в этом отношении это уникальный проект).
Радует то, что «Биосфера» - это, прежде всего, российская разработка. Базовый проект подготовила компания "НПК Медиана-Фильтр", резервуары проектировали и производили на "Самарском заводе котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов"
В настоящее время завод уже использует закрытые механические очистные сооружения (их ввели в строй в 2012-м), что позволило значительно уменьшить количество выбросов в окружающую среду (прежде всего, механических примесей и углеводородов в стоках). "Биосфера" станет вторым этапом очистки, более глубоким. Всего на площадке МНПЗ будет смонтировано шесть тысячекубовых стальных резервуаров, высота каждого 12 м, диаметр — 10 м.


А по поводу экологии и выбросов могу сказать, что облазил все предприятие, но запаха или каких-то воздействий не заметил.
Tags: Москва, завод, фоторепортаж
Subscribe

Posts from This Journal “завод” Tag

  • Ледокольный флот России. Балтийские заводы

    Приятно писать этот пост, потому что этого вы точно не увидите больше нигде в мире, только в России строят атомные ледоколы. Все наши ледоколы были…

  • Где куется слава России

    Сегодня осталось мало областей, где мы опережаем остальной мир. Это космос, военная техника и атомная промышленность, в частности, единственный в…

  • Репортаж с самого секретного объекта

    Тройной ряд колючей проволоки, вооруженная охрана, злые овчарки... Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И.Африкантова - одно из самых…

promo gmichailov november 1, 10:00 4
Buy for 300 tokens
Давно хотел написать этот пост. Реклама в этом блоге выгоднее, чем у nemihail, хотя он и пытается доказать обратное. Каждый пост, а у меня в среднем 1 пост в день, просматривает от 30 до 200 тысяч уникальных пользователей и кучу комментариев, это без учета соцсетей, о которых будет речь ниже.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 92 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →