
Продовольственная безопасность - это проблема, которая на первом месте для правительства любой страны. Можно создавать солнечные электростанции и отказываться от нефтепродуктов, можно производить новые материалы и запускать космические корабли в космос, но если при этом у тебя не будет, чем кормить твой собственный народ, - это ничего не значит.
Рынок продовольствия – один из самых крупных, стабильных и стабильно растущих в мире. При этом сложилась парадоксальная вещь: мы, обладая огромными территориями и колоссальным потенциалом, долгие годы были вынуждены закупать продовольствие. Мы закупали муку, хотя при этом продавали зерно на экспорт. Импортировали порошковое молоко. А пресловутые «ножки Буша»?
Санкции и дорогой рубль пошли нашему сельскому хозяйству, как ни парадоксально, на пользу. Доктрина продовольственной безопасности, принятая в 2009-м году , явно сработала. Более того, дорогой рубль и отмена санкций сейчас нам просто не выгодна, как таковая. Помните знаменитый вопрос фермеров из Воронежской области, которые попросили Путина не отменять санкции во время «Прямой линии»? Ведь на самом деле именно так и есть. Если отменят санкции и подешевеет рубль, на наш рынок снова хлынет дешевый и далеко не всегда качественный импорт, с которым наши собственные предприятия конкурировать просто не смогут. Пока же мы видим бурный рост российского АПК: строят мощнейшие животноводческие комплексы, мы увеличиваем экспортные поставки свинины и мяса птицы на мировой рынок, при этом полностью закрываем внутреннюю потребность, снижается доля импортной молочки. Иностранцы начали инвестировать в наш российский агропром! Если раньше драйверами экономики была нефтехимия, металлургия и прочие отрасли обрабатывающей промышленности, то теперь в лидеры экономики выходит АПК.

Как сформулировано в Экспортной продовольственной доктрине, подготовленной Международным независимым институтом аграрной политики, которым руководит Елена Скрынник, бывший глава российского Минсельхоза, основная задача России на ближайшие 20 лет – это занять 15% мирового агрорынка, который сегодня оценивается в 1 трлн. долларов. Увеличить сумму экспорта с текущих 20 млрд. до 150 – нам это вполне по силам, потому что только рост экспорта на Азиатско-Тихоокеанский регион даст прибыль к ВВП на 0,3% (для справки, за последние 5 лет мы увеличили долю экспорта зерновых в полтора раза, всей, в общем, сельхозпродукции, - на 40%). Сегодня мы занимаем пятое место в мире по объемам производства и экспорту, а можем выйти на первое.
Мы как-то много и постоянно говорим про то, что надо слезать с «нефтяной иглы». Так вот они, первые шаги, по оздоровлению экономики и есть.
Journal information