Михайлов Геннадий

Человек и Гражданин


Previous Entry Share Next Entry

Платон мне друг? Или истина дороже?

Так друг ли Платон? Думаю, со 100%-ной вероятностью мы сможем ответить на этот вопрос лишь спустя 15-20 лет. В том случае, если действительно будем ездить по ровному идеальному асфальту по любой федеральной трассе России.



Как уже писал в первом материале на эту тему – я сильно погрузился в проблему стачки, читал, смотрел видео, слушал рацию Зелло (с удивлением узнал о таком канале коммуникации, который даже хотели закрывать).

Споры о «Платоне» продолжаются не первый день, оба лагеря (те, кто «за» и те, кто «против») никак не могут договориться между собой. Ленты новостей пестрили в этом году заголовками о стачках и протестах дальнобойщиков по всей стране: в Дагестане жгли фуры, на М7 бастовали грузовики, пытаясь перекрыть движение полностью... И постоянно все соцсети агитировали водителей фур на митинги, перекрытия дорог и прочие акции «несогласных».

При этом мало кто пытается действительно разобраться в самом вопросе. Поскольку те самые споры затихли, я решил оценить происходившее со стороны и провести небольшое собственное исследование, чтобы определить (для себя, прежде всего, но выводами я поделюсь с вами), так ли страшен «Платон», каким его пытаются представить протестующие. И так ли был он необходим, как указывают на это дорожники. Ведь у каждой медали, как ни крути, всегда есть две стороны, правда? Но что (плюсы или минусы) перевешивает в этом конкретном случае?

Who is Platon?

Чтобы разобраться в вопросе, нужно для начала определить для себя, что же такое «Платон».


Само название имеет расшифровку (оно не дано в честь древнегреческого философа, как многие могли бы подумать, да что там многие! Я и сам так подумал), «Платон» означает «плата за тонну». То есть, в самом названии уже заключается основной принцип системы: плати, уважаемый водитель, за каждый пройденный километр дорог, если тоннаж твоего грузовика больше, чем прописано в законе (Платон распространяется на все грузовики с максимальной разрешенной массой выше 12 тонн).

В социальных сетях часто говорят, что введение Платона было не нужно, так как есть же акциз, но позвольте, это совершенно разные вещи: акциз - это плата за вред, который наносят окружающей среде все автомобили. Соответственно, платить его должны все машины. Логика проста: чем больше ездишь, тем больше платишь, так как цена акциза включена в стоимость. Платон - это система, которая работает исключительно для компенсации вреда, наносимого дорожному покрытию большегрузными и, соответственно, очень тяжелыми автомобилями.

Введение Платона сделано было, как заявляли и продолжают заявлять чиновники всех мастей, для наведения порядка на дорогах, обещая отправить все вырученные средства на ремонт уже существующих и на строительство новых дорог (позже на этом пункте мы остановимся более подробно). Вторая, не столь декларированная, но вполне очевидная цель, которая преследовалась введением «Платона», - это наведение порядка в сфере грузоперевозок, где, по оценкам специалистов, до 2015 года у нас 90% всего рынка приходилось на нелегальные перевозки. Здесь «Платон» открыл возможность для легализации огромного пласта экономики, до того государству практически неподконтрольного.

Но вернемся к выбранной схеме платы за километраж. С каждого 12-тонного автомобиля взимается плата, зависимая от того расстояния, который он пройдет по федеральным автомагистралям. Полученные средства отправляются в Федеральный бюджет РФ, откуда уже потом перераспределяются в регионы для строительства/ремонта дорожной инфраструктуры (т.е. это не только дороги и мосты, но в последствии и специальные стоянки, места отдыха.


Несмотря на то, что по всей стране прошли показательные акции, интерес к которым подогревался такими известными медийными единицами, как ФБК, Радио Свободы, «Открытой Россией» Ходорковского, Навальным и даже, кажется, КПРФ (помню, их представители постоянно мелькали вроде как в кадрах съемок телеканалов с еще первой забастовки дальнобойщиков), подобный порядок взимания платы (в зависимости от километража дорог) кажется, по сравнению с остальными предлагаемыми вариантами, справедливым. Ну, посудите сами: средства на новые дороги получают с тех, кто непосредственно по ним ездит с тяжеленными грузами на продажу (+ даже без груза автомобиль все равно весит 12 тонн). Соответственно: разрушаешь дороги, зарабатывая на них – давайте их восстанавливать, а не перекладывать все на бюджет.

Резюмируя все вышесказанное, могу сделать следующий вывод. Государство, вводя систему Платон, хотело а) получить компенсацию с тяжелогрузов за разбитые автотрассы и, заодно, б) ввести контроль за грузопотоками в стране (обелить рынок, сделать его легальным и, таким образом, защитить/уровнять водителей).

Возмущению водителей нет предела



Так в чем же главные претензии водителей? Ну, кроме того, что их заставили работать «в белую» и платить, кроме «Платона», еще и налоги на прибыль, оформлять на работу наемных водителей, соблюдать нормы ТК и РТО?

В основном против системы выступили как раз мелкие перевозчики, которые были явно не готовы к тому, чтобы узаконить свои отношения с государством. Крупные компании-перевозчики легко встретили «платонизацию»: их работа и до этого была прозрачной, плюс «Платон» мог помочь убрать с рынка мелких конкурентов, которые до сих пор прятались в «тени», которая в итоге давала гораздо меньшую себестоимость перевозок.

Главный аргумент, который звучит из уст водителей грузовых авто, следующий: вреда от фур нет.

«Не идет речи ни о каком возмещении ущерба дорожному покрытию. Методики недостоверны. Данные, которые приводились в технико-экономическом обосновании всего этого проекта, очень мало соотносятся с действительностью», - говорит координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко.

Однако данные экспериментов противоречат личному мнению дальнобойщиков и их представителей.

Тарас Коваль (генеральный директор ООО «Нева-Трейлер: «В середине 20-го века…был проведен один из самых масштабных экспериментов в мире по исследованию воздействия автомобиля на дорожную конструкцию. Общая стоимость эксперимента составила 27(!) миллионов долларов. Главный вывод исследования: Один легковой автомобиль весом 1 тонна давит на дорогу двумя осями по 500 кг. Четырехосный грузовик полной массой 30 т давит на дорогу каждой осью по 7,5 т. Между легковым автомобилем и грузовиком существует 15-кратная разница в осевой нагрузке. Согласно закону, ущерб от воздействия каждой оси грузовика больше не в 15 раз, а с учетом специального фактора — в 15 в четвертой степени, или 50 625 раз».



Занятная статистика, правда?

Собственно, можно много говорить на эту тему, но проще посмотреть на то, что есть, а именно на трассы регионального значения, куда фуры съезжают, желая объехать платные скоростные участки. Огромные колеи, об которые цепляются днищами легковушки, - весьма наглядный пример! Тут захочешь объехать платный участок - не сможешь, просто не проползешь на пузотерке по такой колее, разве что на внедорожнике ехать.



Подобные доводы были восприняты и многими дальнобойщиками, в среде которых произошло нечто вроде раскола. Многие согласились на условия «Платона» и встали на учет, зарегистрировавшись в системе. Другие, наоборот, начали бастовать. Казалось бы, дальнобой дальнобою друг, но вышло иначе, дело доходило даже до активных стычек. Несогласным участвовать в акции даже сжигали фуры. Были и инциденты откровенного пиара. Например – многие читали новости о том, что Андрей Бажутин, лидер Объединения Перевозчиков России (полусамопальная организация, которая появилась из ниоткуда и рьяно бросилась защищать интересы дальнобойщиков, казалось бы) захотел баллотироваться в президенты нашей необъятной страны. Если посмотреть на современную политическую ситуацию – его шансы на успех не то, чтобы минимальны, а отсутствуют вообще, но для собственного пиара этот «дальнобойщик» сделал все. Получилось все очень просто: рассорившись со всеми своими «коллегами по цеху», он окончательно перестал действовать с ними заодно и переключился на собственный PR, а вот для чего именно…

Может, чтобы продолжать собирать средства с сочувствующих. Может - чтобы заметили крупные оппозиционные игроки, которые за другие идеи выступают и взяли к себе «под крыло». Может - потому что банкрот с 2014 года и деньги зарабатывать более честным образом не очень хочется… В общем, вот такой вот неоднозначный «лидер протеста – кандидат в президенты».



История всего этого протеста в итоге получилась достаточно скандальной. Пройдусь от начала до сегодняшнего года.

2011 год от Р.Х.

Тут протестов не наблюдалось, хотя еще тогда была введена законодательная база под Платон.

2016 год от Р.Х

Ключевой этап противостояния пришелся на конец 2015 – начало 2016 года. На тот момент все ограничилось попиванием чаев в Химках и активным протестом в Дагестане. Основная масса дальнобойщииков акцию проигнорировала, предпочтя зарабатывать деньги и не нарушать закон. Внутри протестующих уже тогда возник раскол.

Вот, что говорили участники тех событий. Пунктуация и орфография авторские:

Андрей Бубнов, предприниматель, активный участник Химкинского протеста

О лидере Химкинского лагеря дальнобойщиков Андрее Бажутине:

«Как только представителем Химок был выбран Андрей Бажутин, известный теперь многим, а происходило это во время моего вынужденного отъезда со стоянки, никаких действий на стоянке и в Москве не происходило. Андрей умудрился, не знаю сам или по чьему-то указанию, переругаться со всеми представителями дальнобойщиков: Валерием Войтко, Александром Котовым, учинил скандал на заседании рабочей группы в «Росавтодоре» и не пустил на стоянку никаких представителей политических партий»

Наталья Оськина, предприниматель, на тот момент член ассоциации «Дальнобойщик» и так же активная участница Химкинского протеста

Обращение к лидеру Химкинских стояльцев Андрею Бажутину

«Андрей Бажутин И Рустам, это Я К ВАМ обращаюсь! Напрямую! Не раз и не два, мне лично приходилось от Вас слышать МНОГО критики и в отношении Котова, и Войтко, и КПРФ, И ЕР, и Парнаса и т.д. НО! По факту вы со всеми, кроме тех, КТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО обьединять пытался! Вы раскололи протест! РАЗВАЛИЛИ! И главное- скажите ВСЕМ-не таясь-сколько вам за это заплатили???»

Андрей Бажутин, лидер Химкинской колонны

Об МПВП (Межрегиональный профессиональный союз водителей профессионалов) и его лидере А.Котове:

"МПВП существует уже больше 10 лет. Оказывается, создание системы "Платон" было анонсировано еще в 2011 году! - возмущается Бажутин. - А мы об этом ничего не знали. Профсоюз водителей даже не смог должным образом информировать своих членов". А в ноябре 2015 года председатель МПВП, активист "Антимайдана" Александр Котов и вовсе обратился к дальнобойщикам с просьбой "прекратить акции гражданского неповиновения и приступить к перевозке грузов", что многие и сделали.

А вот для примера четвертое мнение. Координатор ассоциации «Дальнобойщик», главный редактор «Дальнобойщик Медиа Групп» Валерий Войтко считает Андрея Бажутина провокатором, который под видом борьбы с «Платоном» пытается защитить свои негодные формы и методы ведения бизнеса автоперевозок. Для большинства автоперевозчиков, которые работают на этом рынке, Бажутин не соратник, а конкурент, причём конкурент, который зачастую использует недобросовестные формы конкуренции: демпинг, отсутствие документации, отсутствие платежей и прочие прелести. Чем больше дальнобойщиков будет простаивать на стачках, тем больше их работы себе смогут взять его люди.

Подробнее мнение Войтко можно прочитать здесь

2017 год от Р.Х

Заключительный (на сегодняшний день) этап противостояния дальнобойщиков за отмену Платона обещал прогреметь зловещим грохотом труб Иерихона, сместить Правительство, отменить транспортный налог, а на погоны еще и ноту недоверия президенту. До аргументов, которые используют противники Платона мы тоже доберемся. А пока посмотрите на Запад. Пришло время разобраться в том, насколько система оправдана.


А что на Западе?

Если брать за основу западный опыт, то практика взимания платы за использование дорог там распространена достаточно широко. Кто-то заставляет оплачивать пройденный отрезок пути, а кто-то заставляет покупать виньетки (временный документ, с которым водитель имеет право оплачивать проезд на протяжении определенного временного отрезок) - вариантов много, бесплатного движения для тяжелогрузов (а во многих странах и для остальных автомобилей тоже) почти нет.

Так, еще в девяностые, на территории Нидерландов была внедрена система Eurovignette, которую потом распространили на остальные страны Евросоюза.

В Германии в 2005-м году начала действовать Toll Collect (сначала плату брали с грузовиков от 12 т и выше, теперь минимальную грузоподъемность снизили до 7,5 т, что ниже, чем у нас, но у них ведь и дорог меньше, не так ли?), австрийская TOLL2GO была введена в 2004-м, в 2011-м она объединилась с немецкой системой.

Т.е., если поискать, то аналог Платона обнаружится в большинстве стран, и там этому как-то даже не удивляются. В Европе уже более десяти лет грузовой транспорт исправно платит налоговые сборы за проезд по крупным магистралям. И, как вы могли судить из СМИ, протестов и митингов там не было. Законопослушные европейцы знают, что в конечном итоге система Eurovignette идет на пользу им же самим.

К вопросу о дороговизне можно привести вот такую инфографику, где наглядно показана стоимость платы за дороги в разных странах мира. И тут мы видим, насколько либеральны в этом отношении российские власти оказались:



Хотя, разумеется, европейским водителям вообще грех жаловаться на дороги, им их уже успели за время работы систем сделать. А вот нашим, скорее всего, из-за «Платона» вскоре придётся забыть и о полуметровых выбоинах, и о потрескавшемся асфальте — ведь собранные только за 2016 год средства уже пустили в оборот. Так что, чем больше поступает денег от грузовых фур, тем лучше будут становиться дороги.

Страшные ужасы «платонизации» грозят каждому россиянину



Тут мы добрались до самого любопытного пункта – какие вопросы поднимают противники «Платона».

Жаль только, что чтобы убедить в серьезности угрозы «Платона» перевозчикам и каждому отдельному россиянину, в Сеть были запущены сразу два фейка (извините, но по-другому эту непроверенную информацию я никак назвать не могу).

Первый: скоро введут плату за проезд не только для фур, но и вообще для всех. Да, может введут, а может, и не введут. Может, вообще инопланетяне прилетят и захватят землю, или планета с орбиты сойдет. Или еще что произойдет - все может быть, правда? Тем не менее, «Платон» работает уже полтора с лишним года, и государство пока что четко придерживается всех своих обязательств в отношении него. Конечно, можно говорить о том, что что-то, когда-нибудь изменится (мир такой), однако пока предпосылок для паники (а ее старательно раздувают в СМИ) и голословных утверждений пока что нет.

Второй аргумент (даже не аргумент, а страшилка для всех) - цены на продукты взлетят. Дальнобойщики пустили слух, что из-за дополнительных расходов им придётся увеличивать и дорожные сборы за перевозимые грузы. Вроде бы тоже вполне логично, россияне даже приготовились платить, однако «Платон» введен, а цены у нас как были, с какой скоростью росли (они у нас и без «Платона» постоянно растут), так и продолжают расти, опровергая все заявления ЦБ о низком уровне инфляции. А если учесть факторы продуктового эмбарго и поддержку правительством отечественного производителя, то о существенном росте цен вообще нет нужды волноваться: сами производим, сами продаем. Возить далеко не надо. Для наглядности обратимся к статистике, которая гласит, что только 8,5% всех грузовиков перевозят продукты, остальные 91,5% - это стройматериалы и навалочные товары.

Так может быть дело просто не в «Платоне» и не в цене на перевозки, а в жадности ритейла, который накручивал проценты своей маржи? Как говорят некоторые перевозчики, они 6 лет не поднимали ставки. Но ведь цены при этом у нас исправно росли, не так ли? И где же была прибыль, если не у перевозчиков? Думаю, что ритейл, который почуял уже, что придется поделиться частью баснословных прибылей, тоже потихоньку нагнетает, терять деньги-то неохота!



И последняя, пожалуй, финансовая страшилка - это то, что прибыль оседает в карманах частной компании, и даже если бюджет получит деньги, то на них все равно ничего не построят. Давайте разберем обе части этой претензии. Во-первых – «куда пойдут деньги». Говорят, что, мол, из 20 собранных миллиардов 10 ушло концессионеру. Смотрим опять же, статистику, почему так. Когда вводили Платон, государство не потратило на него ни копейки, а все траты, которые были немалыми, легли на карманы частных инвесторов. Само собой, сейчас деньги возвращаются компании, в счет ее уже сделанных вложений. Собственно, прибыль РТИТС составляет 6%, а остальное уходит на обслуживание системы. На бездонный насос по перекачиванию денег из карманов населения в кошельки толстосумов не похоже, правда? Похоже на обычную схему государственно-частного партнерства, достаточно сегодня распространенную в разных отраслях экономики.

В Европе (включая Белорусов) подобные системы, так или иначе, также обслуживаются частными компаниями.

Возвращаемся ко второй части вопроса: «куда дели те самые 10 млрд, которые пришли государству»? Судя по событиям в регионах, их потратили на ремонт дорог: частично федеральных трасс, но, в основном, региональных автодорог. Деньги шли через Федеральный дорожный фонд, и никто их там в этот раз не смог растащить на карманы или другие нужды. Наверное, многие дальнобойщики сами видели, где и как именно ремонтируются дороги в России, и осознают, что ремонт асфальта в том или ином регионе стал возможен только благодаря доходам от них же самих через Платон.



Первая прибыль от системы была направлена на восстановление региональных дорог, чему дальнобойщики несказанно «обрадовались»: ведь платят они за проезд по федеральным трассам, почему тогда ремонтируются мелкие региональные дороги? К слову, эта недоработка была властями услышана: «отныне все доходы от системы идут только на реставрацию трасс федерального значения и развитие их дорожной инфраструктуры. При этом ремонту подвергнуты трассы в самых разных частях страны: Ростове-на-Дону, Чите, Санкт-Петербурге». Хотя лично мне традиция ремонтировать разбитые фурами региональные трассы тоже очень понравилась. Ну или пусть строят продолжение федеральных трасс, у нас страна большая, строить есть где.

Размышления «наверху»

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сам признался, что «Платону» есть куда совершенствоваться, например, сейчас устанавливается механизм льгот. Сегодня уже компании-перевозчики, которые платят по Платону (и не важно, какого размера компания: крупный перевозчик или частник, у которого всего один автомобиль), освобождаются от уплаты транспортного налога. Справедливо? Вполне!

Помимо этого, существующие тарифы, скорее всего, можно будет менять индивидуально, в зависимости от активности переездов.

«Она (система) экономически разумно выглядит — чем больше ездишь, тем меньше платишь тариф. В этом есть определенный резон. Я пока не говорю «да», но точно продумать, просчитать это было бы можно», - считает Медведев.



То есть власти сегодня ведут открытый диалог с дальнобойщииками — мы же не крепостные, чтобы просто так нас взяли и обязали платить дань. Платон открывает новые возможности, однако и непродуманных еще условий подключения и расчетов у него достаточно, однако 100% тарифа сейчас не платят.



Posts from This Journal by “Россия” Tag

  • Чем Европа лучше России

    Мы привыкли слышать, что они защищают меньшинства, геев, лесбиянок и прочий "сброд". Что "старушка" Европа совсем сошла с ума.…

  • Руки прочь от мальчика

    Вы, как свора шакалов набросились на мальчика. И разрывают его на части... Остановитесь. Каждый имеет право на свою точку зрения и она может…

  • Россия. Взгляд в будущее

    Смотришь на Зимбабве и видишь свое будущее... Россия 2028 год... Казавшееся вечным правление лидера Зимбабве 93-летнего Роберта Мугабе на этой неделе…


promo gmichailov september 23, 2014 11:03 8552
Buy for 100 tokens
В очередной раз провожу френдомарафон. Это будет последний или крайний. У меня все хорошие и ЖЖивые. И я заодно познакомлюсь с Вами… Нас уже 10150. Пока еще у меня есть место добавить новых и познакомиться с Вами. В комментариях к этому посту можете представить себя, рассказать о себе, о чем…

dead_island July 5th, 7:06
Почему же Платоном назвали?;)

smotrivideo July 5th, 7:09
Тогда надо было назвать Робин Гудом))

Юрий Белый July 5th, 7:07
По платону собирают 420 млрд рублей, возвращают в бюджет 50 млрд рублей.

В однои предложении я описал всю суть Платона.

gmichailov July 5th, 7:08
откуда вы взяли такие цифры?

e_strannik July 5th, 7:12
Я бы фурам еще по выходным запретил ездить. Едешь на дачу или обратно, достанут в обгонялки играть.

gmichailov July 5th, 7:26
я один раз чуть в кювет из-за них не улетел

tankvidel July 5th, 7:14
Страсти вокруг Платона кипят!

modellisimo July 5th, 7:18
Это будет еще очень долго...

nikitaminev July 5th, 7:15
Понятно что системе быть в любом случае.

gmichailov July 5th, 7:26
тем более она есть в Европе и Белоруссии

ira_riddle July 5th, 7:17
я даже все не осилила...

blondzinko July 5th, 7:25
Такой суровый Платон.)

fotonik2 July 5th, 7:27
действительно выходить из тени никому не хочется.

marian_baidek July 5th, 7:30
Что-то вспомнился такой хитрый жид Платон Еленин.
Что-то давно ничего про него не слышно.
Наверное, придумывает новые плутни и хитрости.

aqua_parus July 5th, 8:00
Тот Платон в гробу сейчас вертится

knebeckaize July 5th, 7:32
Задолбали уже эти фуры, едут ужасно и колеи оставляют

living999999999 July 5th, 7:39
Хехе, сначала задрали тарифы на ЖД и водные перевозки так, что они стали не выгодны малому и среднему бизнесу,люди стали использовать дороги, потом повысили акциз за топливо обещая отменить транспортный налог и до кучи ввели "платон" обложив данью все грузовики якобы заботясь о ремонте дорог и постройки новых,ага. А сколько там по ТУ должны выдерживать дороги? Ась? А весовой контроль? А то что дороги превращаются в говно виноваты не грузовики, а строители, с этим что? А где все собранные деньги в совокупности, налог,акциз,поборы "платона"? Сколько дорог было построено и сколько отремонтировано? А кто подрядчики уж не родственники ли чиновников? Страна дураков и не пуганных идиотов.

gmichailov July 5th, 7:46
писал уже про построенные дороги и выделенные деньги по Платону

h_e_l_g_a_a July 5th, 7:43
Ничего удивительного, я когда в Греции была, там каждый 5-10 км, приходилось отстегивать от 5 до 10 долларов, только чтобы проехать по их дороге.

gmichailov July 5th, 7:45
и это не только фурам, но и всем легковым

genamasterok July 5th, 7:51
надо бы еще показать построенные дороги на эти деньги

bazuken July 5th, 7:57
Я далек от этой темы - не устанавливаю эту систему и не являюсь дальнобойщиком.
Для меня пока один плюс есть - обещанного гигантского ростка цен, которые связывали с этой системой, пока нет. Надеюсь, ближайшее время тоже не будет.

hogzon July 5th, 11:33
ты в магазине не ходишь?
рост есть но планомерный и медленный.
и уже довольно приличный. комерсы не могут разом задрать ценники. начнутся вопросы от фас и других органов.
а постепенно цены начали расти с момента введения платона и продолжают. поднимется платон и цены ещё дальше продолжат расти

grazy_gunner July 5th, 7:57
Платон хорош только для Ротенберга, деньжищи ему приносит

?

Log in

No account? Create an account